Модель воспитательной системы МБОУ СОШ №1 г. Азова

<< назад

 

МБОУ СОШ №1 г. Азова – школа развития и творчества

 

Старейшее учебное заведение в Ростовской области – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Азова было основано в 1872 году как мужская гимназия. Здание школы является уникальной архитектурной жемчужиной города Азова, объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения, в соответствии с п.3 Указа Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176 внесён в Проект государственного списка памятников истории и культуры федерального значения.

В МБОУ СОШ №1 работает творческий коллектив учителей, в составе которого 17 педагогов имеют высшую, 30 - первую категории. В коллективе трудятся: один Заслуженный учитель РФ, два Почетных работника общего образования РФ, три Отличника народного просвещения, два лауреата Соросовской премии, два лауреата премии Мэра города. 12 учителей награждены грамотами Министерства образования Российской Федерации, 1 - благодарностью Министерства образования Российской Федерации. 17 педагогов отмечены грамотами Министерства общего и профессионального образования Ростовской области. В школе работают победители конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» - учитель ИЗО и черчения Кибирова В.Ф., учитель химии и биологии Минина С.Н., учитель истории и обществознания Нетесова Е.И. Особой гордостью школы является то, что из 90 сотрудников 25 - её бывшие выпускники.

Главное предназначение (миссия) МБОУ СОШ №1 г. Азова:

Педагоги МБОУ СОШ №1, коллектив родителей и общественности определили для себя следующие параметры миссии школы:

· Обеспечение стандарта базовых знаний учащихся.

· Воспитание у школьников любви к России, её традициям и культуре.

· Формирование личности человека, укрепление здоровья учащихся и формирование навыков здорового образа жизни.

· Дифференцированный (личностно-ориентированный) подход к учащимся, обеспечивающий возможность получения основного общего образования для всех учащихся школы.

· Выявление креативных способностей у каждого ребенка и подростка, одаренных школьников, создание условий для их развития и дальнейшей самореализации и самовыражения в разных сферах деятельности.

· Подготовка образовательных, культурных людей, способных к дальнейшему совершенствованию и адаптации, к изменениям социально-экономических условий, правильно оценивающих свое место и роль в реальном мире.

«Школа развития и творчества» - это сообщество педагогов, учеников и их родителей, которые видят школу, как массовое среднее общеобразовательное учреждение, обеспечивающее эффективное развитие ребенка, обладающее своей системой воспитания, позволяющей любому школьнику найти социально-значимое занятие по своим интересам.

Главная идея воспитательной системы МБОУ СОШ №1 г. Азова – создание на базе школы культурно-образовательного центра города Азова, как уникального объекта формирования компетентной, физически, духовно и нравственно здоровой личности, способной к самореализации в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.

Стратегическая цель до 2013 года – адаптировать учебно-воспитательный процесс к индивидуальным особенностям школьников, путем введения в учебно–воспитательный процесс инновационных методик и педагогических технологий обучения и воспитания, мониторинга усвоения знаний и уровня воспитанности, новой модели психологического и здоровьесберегающего сопровождения школьников, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя и ученика.

Ключевыми понятиями воспитательной системы являются:

- самовыражение - процесс и результат развития и проявления каждым учеником присущих ему качеств и способностей;

- индивидуальность - неповторимое своеобразие ученика или группы обучающихся, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающих их от других в окружающем обществе;

- «Я-концепция» - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и к окружающим;

- выбор –  возможность выбора любым школьником, его родителей или группы лиц наиболее предпочтительного варианта для проявления своей активности;

- личностно ориентированный подход - методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных идей и способов действия обеспечить и поддержать процессы самопроявления, саморазвития и самореализации личности ученика и его родителей, развивая их неповторимую индивидуальность;

- информационно-коммуникационные технологии образования и воспитания – современные педагогические технологии, основанные на использовании компьютерных, аудио, видио и интернет-технологий, позволяющих оптимизировать образовательно-воспитательную деятельность.

 

1. Позитивная динамика уровня воспитанности учащихся

 

1.1. Целевые показатели и их соответствие критериям эффективности модели воспитательной системы целям развития и саморазвития личности, школьного коллектива и целям модернизации современного образования

(в соответствии с Концепцией развития школы (раздел «Воспитательная работа»)

1. Документальное обеспечение воспитательной работы. - Наличие модели воспитательной системы и локальных актов, определяющих принципы воспитательной деятельности.

2. Соответствие планируемого содержания воспитательной работы требованиям федеральных и региональных нормативных правовых актов. - Отсутствуют несоответствия между содержанием воспитательной деятельности как отдельного специального направления образовательной деятельности и требованиями Типового положения, Устава МБОУ СОШ №1 г. Азова, других нормативных актов к содержанию, целям и задачам воспитательной деятельности как части целостного образовательного процесса.

3. Соответствие реализуемого содержания воспитательной работы планируемому. - Отсутствуют несоответствия между планируемым содержанием воспитательной деятельности и данными документации школы о проведенной воспитательной деятельности.

4. Усвоение имеющих воспитательное значение обобщенных понятий реализуемых образовательных программ. - Позитивный рост усвоения понятий выпускниками (в % от их общего количества), имеющих воспитательное значение и определяемых содержанием государственных образовательных стандартов, по направлениям развития личности: социально-нравственное, обще интеллектуальное, общекультурное.

5. Сформированность системы отношений к социально значимым культурно-духовным нормам и ценностям. - Позитивный рост осознанного отношения учащихся к социально значимым культурно-духовным нормам и ценностям.

6. Усвоение знаний и представлений о способах и формах практического применения обобщенных понятий, имеющих воспитательное значение. - Позитивный рост усвоения выпускниками знаний и представлений о способах и формах практического применения обобщенных понятий, имеющих воспитательное значение (в соответствии с содержанием реализуемых образовательных программ).

7. Методическое обеспечение воспитательной деятельности. - Наличие воспитательного портфолио классного руководителя.

8. Организация ученического самоуправления. - Реально существующая система ученического самоуправления на всех ступенях образования.

9. Соответствие внеучебной работы целям и задачам воспитания, установленным федеральными нормативными правовыми актами. - Динамика роста социально-значимых для каждого возраста внеклассных мероприятий.

10. Участие школьников в городских и областных конкурсах и соревнованиях гражданско-патриотической и спортивной направленности, в области художественного, прикладного и музыкального творчества. - Динамика положительных результатов.

11. Наличие различных организационных структур (центров, клубов, детских объединений) для творческой самореализации личности. - Динамика роста числа занятости детей и подростков в организационных структурах творческой самореализации личности.

12. Реализация инновационных проектов в сфере воспитания и дополнительного образования детей в статусе экспериментальной площадки муниципального уровня. - Ежегодные отчёты об экспериментальной работе по профилактике детской наркомании.

13. Использование авторских образовательных программ дополнительного образования детей. - Динамика роста числа учителей, использующих авторские образовательные программы дополнительного образования детей и подростков.

14. Создание школьного пространства дополнительного образования на основе договоров с учреждениями спорта, культуры и т.д. – Наличие договоров и действующей системы дополнительного образования.

15. Положительная динамика охвата учащихся внутришкольной системой дополнительного образования:

 

п/п

Основные направления дополнительного образования школы

2008 – 2009

2009 – 2010

2010 – 2011

1.

Спортивные секции

20%

22%

28%

2.

Творческие объединения

14%

17%

23%

3.

Клубы по интересам

12%

14%

16%

 

16. Организация каникулярного отдыха и занятости детей и подростков.


Статистика занятости детей и подростков в осенние,

зимние, весенние и летние каникулы

2007 – 2008

2008 – 2009

2009 – 2010

2010 – 2011

62%

79%

87%

91%


1.2. Сформированность уклада жизни школы

В МБОУ СОШ №1 г. Азова сформирован уникальный уклад жизни, основанный на сотворчестве учителей, учащихся и их родителей, обеспечивающий все условия для удовлетворения потребностей жителей города в качественном образовании путём создания инновационных педагогических механизмов, структуры и содержания образования и воспитания, развития практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования и развития личности.

Наша школа – это уникальный культурно-образовательный центр единого образовательного и социокультурного пространства города Азова с сформировавшимся устойчивым имиджем, для которого характерны следующие конкурентные преимущества над другими общеобразовательными школами:

·       значительный авторитет школы в окружающем социуме и среди образовательных учреждений г. Азова;

·       квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;

·       качественная начальная подготовка, позволяющая школьникам добиваться высоких учебных показателей на второй и третьей ступенях обучения;

·       высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников школы;

·       высокий уровень выявления креативных способностей учеников и индивидуальной работы с одаренными детьми и подростками;

·       использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, включая информационные, позволяющих выстраивать субъект-субъектные отношения между учащимися и педагогами;

·       интеграция основного и дополнительного образования.

 

1.3. Владение ключевыми компетенциями

для решения возникающих жизненных проблем

 

Под компетентностью нами понимается:

·       для учителя - сформированность достаточно высокого уровня профессиональных знаний, владение современными методиками и педагогическими технологиями преподавания учебного предмета; применение на практике гуманных и человечных методов общения с коллегами, учениками и их родителями;

·       для ученика – овладение требованиями государственного стандарта образования по всем учебным дисциплинам данного уровня образования; осознанное овладение и применение на практике общечеловеческих ценностей; способность к самореализации в социуме на данном возрастном уровне.

Социальную компетенцию мы рассматриваем как меру личной зрелости, то есть отсутствие противоречий между чувствами, мыслями и действиями личности, умение анализировать жизненные ситуации в аспекте деятельности социальных институтов и учреждений и включать эти знания в схему регуляции собственного поведения.

Обучение социальной компетенции представляется нами, как овладение инструментарием, который позволит любому участнику образовательного процесса МБОУ СОШ №1 г. Азова:

-  принимать решение относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований;

-   представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;

- правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права;

- анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение;

- представлять, как с учетом конкретных обстоятельств и времени необходимо вести себя;

- отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других.

Целенаправленное формирование ключевых компетенций в модели воспитательной системы и Концепции развития школы предусматривает:

· Реализацию технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества.

· Усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и его культуру.

· Повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.

· Предоставление учащимся реальных возможностей для участия в общественных и творческих объединениях.

Уровень владения социальными компетенциями выпускников школы


 

 

1.4. Опыт проживания эмоционально насыщенных

ситуаций нравственного поведения

С 2007 года ежегодно в школе проходит акция «Помоги другу» с целью поддержки детей с ограниченными возможностями и детей – инвалидов. В ходе общешкольной акции проводится серия мини-акций – «Домашняя библиотека» (сбор книг для детей-инвалидов), «Поиграем вместе с вами» (мини игровые программы совместно с детьми-инвалидами), «Приходите в гости к нам» (приглашение детей-инвалидов на классные часы).

С 2008 года проведение ежегодной «Школы будущих избирателей» - месячник правовых знаний для старшеклассников (беседы, лекции, конкурсы сочинений и эссе, встречи с депутатами Городской Думы).

На протяжении ряда лет проводятся увлекательные «Классные кинофестивали» - обсуждение современных достижений мирового и отечественного кинематографа с просмотром и обсуждением фрагментов художественных и документальных кинолент (в 8 - 11-х классах).

С 2009 года стали традиционными общешкольные акции «Азов литературный» - встречи с азовскими журналистами, прозаиками и поэтами. Классные руководители совместно со школьным библиотекарем организуют встречи, «литературные гостиные», «круглые столы», литературные вечера по произведениям донских и азовских авторов, по возможности, с приглашением самих авторов. Наиболее интересными из этой формы работы стали:

1. «Литературная гостиная» в 8-9-х классах (апрель 2009 года) с автором книги «Пятьдесят лет после школы» (изд. «Мирт», г. Азов, 2006 г.) об истории МБОУ СОШ №1 г. Азова, выпускником школы 1955 года, членом Союза журналистов России Негодаевым Н.Ф.

2. Историко-литературный музыкальный вечер «От Таны до Азова» по книге азовчанина Дик Н.Ф. «Тайны веков. Историческая фантастика; повести и рассказы». Март 2011 года. Иллюстрированный фотоотчет вместе со сценарием помещен в сети Интернет:

- на портале «Ковдория – маленькая страна мечты» - http://igri-uma.ru/forum/index.php?showtopic=3946;

- на сайте «Румянцевский музей» портала «ХРОНОС. Всемирная история в Интернете» - http://www.rummuseum.ru/portal/node/1342

3. Встречи с известной азовской поэтессой, Заслуженным учителем РФ Баевой З.И. (не менее двух раз в учебный год).

С целью организации мероприятий эмоционально – нравственной направленности и для достижения общественно значимых целей образования школа активно сотрудничает с некоммерческими общественными организациями города: «Наяда Дона», «Совет ветеранов Великой Отечественной войны», «Совет ветеранов ОВД», «Дети - инвалиды», «Союз Чернобыльцев», «Матери против наркотиков», «Азовский союз молодёжи», «Молодая гвардия» и благотворительным фондом «Защита».

За каждым из 26 ветеранов Великой Отечественной войны, проживающими в микрорайоне школы, закреплен класс в целях оказания им практической помощи.

В августе 2007 года школа получила Благодарственное письмо от главы Каменского района Ростовской области Н. Б. Кольжанова за хорошее воспитание учащихся школы, проявивших умелые действия, смелость, мужество и самоотверженность при ликвидации пожара 13.08.2007 г. в п. Глубокий Каменского района Ростовской области.

1.5. Положительная динамика межличностных отношений в школьной среде

 

Где потребность включения подразумевает создание и поддержку удовлетворительных отношений с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. На эмоциональном уровне - это прежде всего потребность в создании и поддержки чувства взаимного интереса.

Под потребностью контроля подразумевается создание и сохранение удовлетворительных отношений с другими людьми, на основе контроля и силы. На эмоциональном уровне – это стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетенцию и ответственность.

Межличностная потребность в аффекте определяется как потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные отношения.

1.6. Экологическая культура личности и культура здорового образа жизни

Воспитания экологической культуры школьника нами понимается, как процесс формирования в нём понятия «экологии человека» и способности на основе полученных знаний успешно адаптироваться в современном экологическом социуме. Система экологического воспитания школьников по формированию в них понятия «экология человека» предусматривает комплекс учебно-воспитательных дел и социально-значимых акций. Подобный подход позволил добиться высокой результативности экологического воспитания и признание его на муниципальном уровне: МБОУ СОШ №1 неоднократно отмечалась Благодарственными письмами администрации города за высокую результативность экологического воспитания школьников (2003, 2004, 2005, 2006, 2009 годы).

Школа явилась инициатором экспериментальной деятельности по профилактике детской наркомании и табакокурения: с 2002 по 2007 год в школе действовала первая городская экспериментальная площадка по проблеме: «Создание непрерывной системы профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения среди детей и подростков в начальной, основной и средней (полной) школе». В ходе реализации данной программы были апробированы учебные курсы «Здоровый образ жизни», «Помоги себе сам», «Твоё здоровье в твоих руках», проведён мониторинг по формированию потребности в здоровом образе жизни среди подростков, дан анализ эффективности работы школы по данному направлению. За это время педагогами школы разработаны несколько авторских учебных программ, утвержденных на заседании педагогического совета. Позитивные экспертные заключения на программы Городского методического совета подтвердили высокий уровень экспериментальной работы в школе.

Инновационной формой сотрудничества МБОУ СОШ №1 с ОУ «Детский сад – начальная школа» №29 и начальной школой №15 города с 2008 года стало проведение совместных экологических акций «Азовская весна» с целью оказания пятиклассниками и шестиклассниками школы помощи ученикам начальных классов в уборке территорий их образовательных учреждений.

С 2009 года ежегодно в школе проводится акция «Школьный двор» по озеленению пришкольного двора. С 2008 года старшеклассники стали инициаторами проведения каждой весной акции «Городской пляж» с целью уборки территории, прилегающей к городскому пляжу, перед началом летнего сезона. С 2009 года в ней участвуют старшеклассники всех школ и студенты ВУЗов города.

Интересной инновационной формой стало проведение в 2010 году конкурса клипов о здоровом образе жизни среди старшеклассников «Я хочу быть здоровым». В конкурсе приняли участие более двадцати старшеклассников, представивших собственные видеоклипы, снятые по авторским сценариям на видеокамеры или смонтированные из фрагментов из сети Интернет. Подобный конкурс решено проводить ежегодно.

За последние пять лет школа дважды становилась победителем и трижды призером традиционных городских социально-общественных акций, организованных и проводимых администрацией города, отделом по делам молодежи и Управлением образования:

- экологического фестиваля «Наяда Дона»;

- конкурса творческих работ «Дети Дона против наркотиков»;

- конкурса творческих работ «Я выбираю здоровый образ жизни».

В 2007 году за участие во Всероссийском Молодёжном форуме по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО – 2007» школа была награждена памятным Дипломом.

 

1.7. Творческая самореализация личности

в школьной и социокультурной среде

 

С 2006 года школа реализует инновационный проект в статусе муниципальной экспериментальной площадки по проблеме: «Создание модели непрерывной системы развития креативных способностей обучающихся на основе личностно-дифференцированного подхода». Цели данного проекта: создание системы преемственности развития креативных способностей, выявление и поддержка одаренных детей и подростков; создание модели комплексного подхода к развитию физических, интеллектуально-продуктивных, эмоционально-волевых и социально-коммуникативных компонентов личности на основе личностно-дифференцированного подхода в условиях личностно-ориентированного обучения и воспитания.

На основе Федеральной программы «Дети России» (подпрограмма «Одаренные дети») и в рамках городской экспериментальной площадки в школе действует комплексная образовательная программа по работе с одаренными детьми «Будущее России». Формы работы предусматривают исследовательский характер учебной деятельности: задания поисковой направленности по истории, по литературе; опыты по физике, химии; проекты по обществоведению, биологии. В рамках дополнительного образования проводятся предметные недели, организован Клуб знатоков, проводятся интеллектуальные марафоны и межпредметные семинары. Учащиеся школы проходят обучение в Ростовском областном центре по работе с одаренными детьми, в очно-заочной школе при МФТИ.

На протяжении последних восьми лет (включая 2010 – 2011 учебный год) МБОУ СОШ №1 занимает первое место в городе по количеству призовых мест и числу участников городских, областных и республиканских предметных олимпиадах.

В 2006 году, участвуя в реализации программы «Одарённые дети», учащиеся школы завоевали три призовых места на областных олимпиадах. Среди областных призеров – учащийся 8 класса Бурлуцкий Григорий (3-е по физике), учащийся 9 класса Кило Алексей (3-е по физике) и учащаяся 9 класса Лозовая Виктория (3-е  по русскому языку).

В 2007 году учащаяся 8 класса Гусач Анастасия стала победителем областной олимпиады по физике и достойно представила Ростовскую область на Всероссийской олимпиаде по физике в г. Астрахани, где заняла второе место.

В 2008 году учащиеся школы значительно приумножили честь г. Азова и завоевали шесть призовых мест на областных олимпиадах. В этом же году Гусач Анастасия заняла второе место во Всероссийской олимпиаде по физике в г. Кисловодске.

2009 год стал рекордным для школы по числу победителей и призеров областных олимпиад. Девять учащихся школы принесли славу школе и нашему городу. В 2009 году учащаяся Гусач Анастасия стала победителем Всероссийской олимпиады школьников по нанотехнологиям, организованной МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Москве, а в 2010 году она вновь представила Ростовскую область на Всероссийской олимпиаде по физике в г. Белгороде.

В 2010 году 7 учащихся школы стали победителями и призерами областного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

 

Количество победителей и призеров предметных олимпиад школьников

Учебный год

Олимпиады муниципального уровня

Олимпиады регионального уровня

Олимпиады федерального уровня

2006-2007

59

1

1

2007-2008

54

6

1

2008-2009

65

9

1

2009-2010

85

9

1

2010-2011

94

11

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С 2009 года в школе успешно действует Творческая (научная) лаборатория учителей, которая является научно-исследовательским подразделением МБОУ СОШ №1 г. Азова. Работа творческой (научной) лаборатории направлена на апробацию, адаптацию и внедрение инновационных образовательных методик, технологий и т.п.. На базе творческой (научной) лаборатории учителей с этого же года существует Научное общество учащихся (НОУ) — добровольное творческое объединение обучающейся молодежи, стремящейся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, творческий потенциал, приобретать умения и навыки научно-исследовательской, экспериментальной и опытнической деятельности.

В школе действуют многообразные формы освоения образовательных программ: очная, дистанционная, домашняя. Основная форма обучения - очная. В связи с введением обязательного среднего полного образования в школе разработана нормативно-правовая база для реализации экстерната. Элементы дистанционного обучения используются для учащихся III ступени. Для учащихся 11 классов школы организована довузовская подготовка со следующими высшими учебными заведениями: ДГТУ, РИНХ, МЭСИ, МГСУ, РГСУ. Учащиеся школы принимают участие в централизованном вузовском тестировании и вузовских олимпиадах, подтверждая результаты качественного образования.

К формам, обеспечивающим обучение по индивидуальным планам, относятся: выбор содержания предпрофильной подготовки, выбор программ дополнительного образования, выбор формы получения образования, выбор общеобразовательного или профильного уровня обучения.

Основы перехода к профильному обучению на старшей ступени закладываются предпрофильной подготовкой учащихся 8, 9 классов, которая помогает каждому школьнику и его родителям осмыслить и определить диапазон профессиональных предназначений, учебный уровень, необходимый для выбранного образования, собственные учебные возможности и способности, выстроить школьный этап образовательного маршрута.

В рамках профилизации школа заключила договора о совместной работе с Азовскими филиалами ДГТУ, МЭСИ, РИНХ, ориентированные на подготовку обучающихся по следующим специальностям: экономист, юрист, социальный работник, инженер, технолог, программист.

В школе созданы условия для обучения по индивидуальным учебным планам: наличие образовательных программ, высококвалифицированный кадровый потенциал, наличие расписания индивидуальных занятий, материально- техническая база школы, учебно - методическая литература.

Дополнительное образование осуществляется во второй половине дня, в выходные дни и каникулярное время. Для проведения занятий кружков и секций в школе имеются помещения и необходимое оборудование.

К работе в системе дополнительного образования в школе привлечены специалисты из учреждений культуры г. Азова. Наличие сетевого взаимодействия позволяет охватить всех учащихся дополнительным образованием и сделать его финансово доступным. На базе школы на платной основе ведутся занятия городской «Школы автомобилистов» (отделение ВОА) и занятия «Пользователь ПК» (УПК). Школа предоставляет безвозмездно услуги для проведения занятий, что снижает стоимость услуг для учащихся. Для организации дополнительного образования детей в школе имеются специально оборудованные помещения: спортивный зал; малый спортивный зал; актовый зал на 260 посадочных мест; библиотека; читальный зал на 12 посадочных мест; выставочный зал (он же является репетиционным залом).

С целью творческой самореализации личности каждого ребёнка в школе созданы все условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Ежегодно увеличивается число центров, клубов, детских объединений. (Смотреть приложение №1 – 1.6.1)

Школа сотрудничает с учреждениями культуры и спорта, общественными объединениями города на основе договоров о совместной работе. Так, отдел по делам молодёжи, казачества, спорта и туризма администрации г. Азова заключил договор о функционировании городской «Школы КВН» на базе нашей школы.

Азовское отделение ВОА на договорной основе в кабинете ОБЖ проводит занятия городской «Школы автомобилистов», где 58% слушателей – наши ученики. Занятия с отрядом ЮИД также проводят специалисты этого отделения. Совместно с Азовским казачьим юртом заключён договор о деятельности на базе МБОУ СОШ №1 секции рукопашного боя для учащихся школы и детей микрорайона.

На основании договора о совместной работе школы и Управления культуры и искусства администрации города с обучающимися МБОУ СОШ №1 работают специалисты данного управления, руководят театральной студией и вокальным кружком. Уже много лет коллектив школы на основе договора сотрудничает с Азовским археологическим и палеонтологическим музеем – заповедником. Результатом этой работы стало создание в музее выставки «Старая школа», посвященной истории нашего учебного заведения. Экскурсоводами на ней работают наши ученики. (Смотреть приложение № 1: 1.6.2 – 1.6.6.)

 

1.7. Опыт гражданского поведения в социокультурной среде

Сегодня активная жизненная позиция является необходимым фактором социализации личности. В школе накоплен опыт по формированию и развитию детской и молодёжной инициативы благодаря ученическому самоуправлению. Ежегодно органы школьного самоуправления формируются на основе свободных выборов, в которых участвуют обучающиеся II и III образовательных ступеней. На сегодняшний день у школы есть избранный президент (из числа старшеклассников) и два совета: Совет старшеклассников и Совет лидеров. Целью их деятельности является координирование работы активов классов и сплочение единого школьного коллектива. Органы ученического самоуправления являются активными организаторами трудовых и коллективных творческих дел, спортивных мероприятий,  инициаторами участия школы в различных акциях: «Помоги книге», «Детям Беслана», «Рождественский перезвон». Реализованы проекты «Школьная форма», «Здоровая школа» и операции «Забота», «Открытка ветерану» и другие. Ежегодно в школе проводится конкурс «Класс года».

В управлении школой принимает участие родительская общественность. В каждом классе работает родительский комитет. В Совет школы избрано 6 родителей. Большинство родителей школы сами являются её выпускниками, отсюда их живая заинтересованность и активность в проведении текущего ремонта здания школы, ее кабинетов, в благоустройстве школьного двора, оказании помощи в формировании библиотечного фонда, обеспечении охраны, оказании социальной поддержки детям из малообеспеченных семей, содействии в проведении профориентационной и профилактической работы, обеспечении учащихся экологически чистой водой. Ежегодно на итоговых линейках, на выпускных вечерах администрация школы вручает родителям благодарственные письма за их активное участие в жизни школы. (Смотреть приложение №2 – 1.7.1).

Обучающиеся школы на протяжении ряда лет принимают активное участие в общественных организациях: «Азовский союз молодежи», Азовский казачий юрт, «Молодая гвардия» - МО партии «Единая Россия», «Наяда Дона», в творческих объединениях: ансамблях «Надежда», «Гуляй Россияне», «Донские казаки», «Школьные годы», клубе «Журналенок» и других.

 

2. Эффективность использования современных технологий, в том числе информационно-компьютерных технологий в воспитательном процессе

2.1. Использование коммуникативно-диалоговых

технологий и стратегии сотрудничества

Состояние материально-технической базы школы позволяет обеспечить необходимые условия для организации учебно-воспитательного процесса. В 2006 году в рамках национального проекта «Образование» школа получила современный компьютерный класс, а в 2007 году - классы химии и физики.

С 2009 года в МБОУ СОШ №1 создается единое информационное пространство, которое ежегодно усовершенствуется и развивается. В основу единого информационного пространства школы положены два принципа:

·       охват всех сфер деятельности школы информационно-коммуникационными технологиями;

·       включения всех участников образовательного процесса (администрацию и учителей школы, учащихся и их родителей) в систему единого информационного пространства.

Основными функциями созданной сети являются:

·        мультимедийное сопровождение уроков;

·        организация творческой лаборатории учителя;

·       работа с базами данных учащихся классных руководителей и учителей-предметников;

·       проведение методических мероприятий (мастер-классов, семинаров, презентаций).

Содержательной базой информационного пространства является школьная медиатека, основу которой составили электронные образовательные ресурсы. К 1 сентября 2007 года 79% педагогических работников школы прошли курсы повышения квалификации по проблемам применения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Задачами по информатизации школьного образовательного пространства являются: информатизация всего образовательного процесса; информатизация внеклассной и внеурочной работы; автоматизация управления школой; обеспечение работы электронной почты и Интернета.

Благодаря победе школы в приоритетном национальном проекте «Образование» и получению гранта Президента РФ в размере одного миллиона рублей, а также за счет средств областного бюджета, выделенных на приобретение ТСО, школа в 2008 году значительно пополнила свою материально-техническую базу, закупив компьютерное оборудование. В кабинетах начальных классов, иностранного языка, истории и школьной библиотеке установлены телевизионные плазменные панели, подключенные в 2009 году к городскому (областному) кабельному телевидению «Пульс».

В школе обеспечен бесплатный доступ учащихся и учителей к сети Интернет с 09-00 по 20-00. Ведется строгий учет посещаемых сайтов. Суммарное время использования Интернета на одного учащегося составляет 24 часа в год.

С 2009 года популярными формами учебно-воспитательного процесса стали проведение видеоконференций по самым различным тематикам. С 2010 года некоторые учителя школы приступили к эксперименту использования «электронных дневников» через Интернет.

Большие возможности в реализации идей личностно-ориентированного подхода в обучении представляет для нас реализация системного подхода в управлении обучением через модульное построение педагогической технологии. Ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, и это способствует мотивации учения, гарантирует освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.

Учителя школы успешно используют технологию проблемного обучения. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Данная технология используется на уроках предметов естественно-математического цикла, общественных дисциплин.

Широко используется технология моделирующего обучения. Деловые игры используются для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений и навыков и ключевых компетенций.

Информационно-коммуникационые технологии используются на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Эти технологии получили распространение на 1 2,3 ступенях обучения не только на информатике и математике, но и на других предметах.

Многие педагоги отдают предпочтение использованию метода проектов не только в учебной, но и во внеклассной работе. Старшеклассников привлекает межпредметный характер и социальная значимость разрабатываемых проэктов. С целью изучения результативности применения современных образовательных технологий в школе проводятся методические недели, семинары, конференции с участием коллег из других ОУ, специалистов Управления образования города Азова, Ростовского ИПК и ПРО. (Смотреть приложение № 3)

 

2.2. Эффективность использование потенциала коллективных творческих дел

Методика организации и проведения КТД остается одной из ведущих в модели воспитательной системы школы. Но многие стали забывать, что методика КТД требует выполнения всех стадий. Порой обычное мероприятие выдается за КТД. В нашей школе КТД используется чаще в 3-4-х и 5-8 классах. Обычно это дело рассчитано на классы – параллели и проводится оно строго по шести этапам (выбор темы и целей, коллективное планирование, распределение ролей и поручений, подготовка, проведение, обсуждение результатов и выход на следующее дело).

Традиционными стали общешкольные конкурсы «Лучший класс», «Помоги соседу в доме», «Сегодня ученик – завтра рабочий», «Золотая осень», фольклорный фестиваль «Казачий курень», фестиваль искусств «Радуга» и многие другие.

Наиболее популярные стали фестивали народного и прикладного творчества «Казачий курень» и фестиваль искусств «Радуга».

К «Казачьему куреню» готовятся и проводят вместе с родителями ученики 3- 8-х классов. Это выставки прикладного творчества, конкурс казачьих песен (конкурс солистов и групп) и стихов (чтецов), рисунков на донскую тематику, донской кухни. В ходе КТД проходят встречи с донскими писателями и поэтами, обзор новинок литературы, круглые столы по истории Дона и т.д.

В фестивале искусств «Радуга» принимают участие учащиеся 4 – 11-х классов. Это ежегодный смотр талантов по самым различным направлениям: музыкантов, авторов-исполнителей, певцов, танцоров, художников, спортсменов, призеров предметных олимпиад и т.д. Здесь представлен разнообразный аспект презентации талантов – достижений за учебный год. Это своеобразный мини бенефис – отчет талантливого ученика, занимающегося в городской школе искусств, ГДК, СДЮСШОР, художественной школе и других культурно-спортивных учреждениях города. Но это самое настоящее КТД, потому что в итоге каждый участник предлагает свой вариант, как добиться успеха и проводит мастер – класс.

2.3. Система технологий индивидуальной и личностной поддержки учащихся

Модель «Школа развития и творчества» - это сообщество детей и взрослых, в котором каждый признается за уникальную личность со своими креативными способностями. Вот главное отличие нашей системы работы с одаренными детьми от традиционных методик. Главный принцип – найти нераскрытые способности в каждом и помочь личности их раскрыть в настоящем и будущем.

За основу в нашей модели взята метафора М. Люшера «куб личности», в четырех углах которого, по его мнению, расположены физическая, интеллектуально-продуктивная, эмоционально-волевая и социально-коммуникативная компоненты, образующие собой в совокупности структуры личности человека. Мы рассматриваем «куб личности» и сопровождаем ученика с 1-го до выпускного класса, т. е. выстраиваем модель непрерывной системы развития креативных способностей обучающихся в рамках школы развивающего уровня с двух позиций:

1. Создание системы преемственности развития креативных способностей, выявления и поддержки одаренных детей и подростков от начальной школы до профильного обучения на стадии полной средней школы.

2. Комплексный подход к развитию физических, интеллектуально-продуктивных, эмоционально-волевых и социально-коммуникативных компонентов личности на основе личностно-дифференцированного подхода в условиях личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Только при понимании комплексного подхода к развитию физических, интеллектуально-продуктивных, эмоционально-волевых и социально-коммуникативных компонентов личности можно подходить к определению модели средств и форм непрерывной системы работы с одарёнными детьми в школе.

Главным условием при этом в школе выступает личностно-ориентированная система образования и воспитания в школе. В рамках личностно-ориентированного обучения и воспитания нами используется личностно-дифференцированный подход к развитию креативных способностей школьников, который  включает в себя следующие компоненты:

·       учёт половозрастных особенностей коммуникации при различных стадиях психического и биологического развития детского, подросткового и юношеского организма;

·       учёт региональных особенностей микроколлектива, в котором развивается личность;

·       учёт национальных и религиозных особенностей каждой личности в условиях многонационального детского и подросткового коллектива;

·       учёт социальных особенностей семьи (многодетная, обеспеченная, малообеспеченная семья и т.д.);

·       учёт психофизических особенностей каждой личности.

При этом мы исходим из того, что:

- эффективность дифференцированного обучения определяется использованием в процессе его реализации знаний по ведущей модальности учащихся;

- понятие дифференцированного обучения должно опираться на реализацию идей личностно-ориентированного подхода в условиях гуманизации образования. Оно предполагает явное или скрытое (неявное) выделение групп учащихся на основании индивидуальных особенностей каждого учащегося (аудила, визуала, кинестетика);

- наиболее эффективно идея дифференцированного обучения по модальностям может быть осуществлена на основе высокого уровня технологической обеспеченности, опоры на уровни восприятия учебного материала школьником, мастерства учителя;

- дифференцированное обучение по модальностям позволяет утверждать, что в основном оно может быть использовано на всех этапах обучения, но чаще носит вспомогательный, дополнительный характер. (Смотреть приложение №4)

В старших классах возрастает роль мотивации к самостоятельной работе старшеклассников. Эффективность самостоятельной работы старшеклассников в значительной мере зависит от качества учебных материалов, методических пособий и инструкций. Они составлены таким образом, чтобы работа старшеклассника в аудитории была логическим продолжением его самостоятельной работы вне аудитории. Дидактические игры (имитационные, ролевые, деловые) обладают большим обучающим и воспитывающим потенциалом. Мы рассматриваем их как реальную модель общения, способствующую формированию учебного сотрудничества и партнерства.

Популярностью среди старшеклассников пользуются электронные викторины, квесты, направленные на углубление знаний и практических умений по курсу. Использование интернет-технологий позволяет создавать викторины, как в реальном времени, так и в виде постоянно действующих ресурсов. Использование в школе с 2009 года web-заданий типа Hotlist – полезный список, Multimedia Scrapbook – мультимедийный альбом, Subject Sampler – образец постановки проблемы, Treasure Hunt – охота за богатствами и Web Quest – веб-квест или веб-путешествие, позволило гармонично сочетать существующую учебную программу и новые педагогические технологии.

Наиболее доступные для учителей школы способами применения технологий индивидуальной и личностной поддержки учащихся с помощью информационных технологий являются:

·       Обучение с компьютерной поддержкой (для индивидуальной работы учащегося под руководством преподавателя).

·       «Мозговой штурм» (ИТ используются как средство демонстрации информации при групповой работы под руководством учителя).

·       Электронная почта (ИТ выступают как средство доставки сообщения при межгрупповом общении под руководством обучающего с помощью локальной или глобальной сети).

·       Экспертное консультирование (ИТ консультирует в процессе решения учебных задач с помощью программ, имеющих поисковые функции интеллектуального тьюторинга).

·       Дистанционное обучение (ИТ используются как средство получения, хранения и доставки пакета учебной информации пользователю в режиме самостоятельного доступа по информационным сетям)

Наиболее интересно формой демонстрации личностных достижений старшеклассников стало проведение с 2009 года ежегодных смотров - фестивалей

·       исследовательских работ (проектов, презентаций) старшеклассников (8 – 9-е классы);

·       авторских проектов, видио или компьютерных презентаций и авторских страниц в сети Интернет среди старшеклассников (9 – 11-е классы).

В практике активно используются инновационные методы оценки учебных достижений учащихся: безотметочное обучение в рамках реализации образовательной программы «Гармония», зачетная, тестовая и рейтинговая формы контроля. Внедряется система инновационной оценки «портфолио». На III ступени традиционной стала зачетная система оценки знаний. Используется рейтинговая система как форма организации учебного процесса. Изучена и начинает внедряться методика мониторинга определения уровня сформированности ключевых компетенций на основе тестовых заданий по аналогии с измерителями международного исследования PISA.

2.4. Система здоровьесберегающих технологий

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения осуществляется по следующим направлениям:

- систематический анализ здоровья детей с целью последующей медико-психолого-педагогической коррекции;

- раннее выявление патологии, профилактика ее у детей младшего школьного возраста;

- реабилитация детей с хроническими заболеваниями;

- организация здорового образа жизни;

- профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний;

- решение оздоровительных задач средствами физической культуры;

- ориентация инновационной деятельности школы на важнейший критерий эффективности учебного процесса – улучшение физического и психического здоровья детей;

- использование педагогических технологий, методик, отбор учебного материала, способствующего сохранению здоровья детей;

- формирование валеологического мышления у всех участников педагогического процесса.

С этой целью в МОУ СОШ №1 проводится профилактическая работа среди детей (беседы, лекции, встречи со специалистами, утренники, просмотры видеофильмов), способствующая увеличению количества детей, отнесенных к основный группе здоровья детей. Ежегодно в школе проводится диспансеризация школьников и педработников. Медицинскую помощь учащиеся школы получают в медицинском кабинете, признанным по оснащенности лучшим в городе.

В школе реализуется Федеральная программа «Здоровые зубы». Учащиеся 1-6 классов проходят ежегодно профилактический осмотр в городской стоматологической поликлинике. Один раз в четверть проводятся дни здоровья. В 1-х классах проводятся динамические часы. На уроках проводятся физкультпаузы. Ежегодно на базе школы в летний период организует свою работу летний  пришкольный оздоровительный лагерь «Солнышко». Деятельность лагеря организована в 2 смены по 18 дней с трехразовым питанием. Лагерь посещают за 2 потока 200 человек. Работа лагеря с 2008 года ежегодно признается лучшей в городе, а его документация – образцовой. На базе пришкольного лагеря «Солнышко» МБОУ СОШ №1 в 2010 году проходил областной семинар по организации летнего труда и отдыха несовершеннолетних.

На протяжении всего периода обучения в школе организовано медико – психологическое сопровождение детей. Медицинскими осмотрами охвачены все обучающиеся. За период с 2001 по 2007 год заболеваемость среди детей значительно снизилась.

В школе оборудованы столовая и буфет, в которых получают горячее бесплатное питание 100% школьников из малообеспеченных семей, остальные учащиеся получают питание за счёт  родительской платы. Согласно Губернаторской программе 100 % учащихся I ступени  обеспечены льготным молоком.

Рациональная организация урока является важной составной частью здоровьесберегающей работы школы. Домашние задания дифференцируются в соответствии с умственными и возрастными особенностями учащихся классов. Индивидуализируются спортивные нагрузки детей на занятиях по физической культуре, в соответствии с их группой здоровья. Двигательная активность учащихся организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений:

-уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время;

-«малых» форм (физкультминутки, физкультпаузы, физические паузы на удлиненной перемене, динамические часы).

Меры, направленные на увеличение двигательной активности, позволяют решать задачи: уменьшение утомления, активизацию внимания учащихся на уроке, эмоциональную «встряску» учащихся. Обследования, проводимые школьным психологом в 2009 и 2010 годах, показали, что 60% школьников активизировались во время школьных перемен, 50% - участвуют в спортивных секциях, 25% - в танцевальных кружках. Отслеживаются показатели утомляемости, тревожности, стресса учащихся на уроках. Классные руководители владеют методиками диагностики психофизического благополучия учащихся с позиций здоровьесберегающего урока.

Результативностью использования системы здоровьесберегающих технологий в школе может служить факты поощрения и признательности:

·       Благодарственные письма администрации города за высокий уровень спортивно – оздоровительной работы в школе (2004,2005,2006,2007, 2008, 2009. 2010 годы);

·       Благодарственное письмо администрации города за организацию областного семинара заместителей глав муниципальных образований по социальным вопросам по проблеме оздоровления, отдыха, занятости детей и подростков, а также профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних (2006 год). (Смотреть приложение №5).

2.5. Использование мультимедийных ресурсов

и компьютерной техники в практике воспитания

Доступность информационных ресурсов является непременной составляющей качественного учебно-воспитательного процесса. На 1 компьютер приходится 16 учащихся. (Смотреть приложение №6). Школа подключена с декабря 2006 г. к сети Интернет. Имеет собственный сайт - http://azov1.megaregi.ru/

О самой школе и её директоре ярко представлено в сети Интернет:

1. Сайт школы на сайте «В контакте» - Школа №1 г. Азова; http://vkontakte.ru/club114125

2. Статья Дик, Н. Сердце отдает детям [о директоре школы № 1 Игоре Кирилловиче Пшеничном] /Н. Дик //Азовская неделя. – 2010. – 22 июля. – С. 4;  http://www.azovlib.ru/page/resurscbs/bazadannush/nashi_

zemlayki/pshenichnuy/dik_azned2010.htm

3. Пшеничный И.К. Всероссийский конкурс «Директор школы — 2011» :: Информация об...; http://konkurs.direktor.ru/participant_details.htm?id=1330

4. Энциклопедия «Лучшие люди России». Пшеничный Игорь Кириллович; http://www.llr.ru/razdel4.php?id_r4=4194&id_r3=211&simb=%CC&page=2

5. Доклад – презентация Пшеничного И.К. «Мониторинг качества образования в контексте проектного управления»; http://rcoi.dstu.edu.ru/news/pschenichni.ppt

Использование мультимедийных ресурсов в воспитательном процессе становится реальной необходимостью. Например, учащиеся 5-х классов проводят классный час по проблеме «Знаменитые азовчане» (март 2010 года), на котором просматривают слайды об азовчанах и просматривают фрагменты видеофильмов о знаменитых жителях города. Старшеклассники 10-го класса на классном часе организовывают видеоконференцию «Литература Дона» (октябрь 2009 года), в ходе которой анализируют фрагменты видеороликов о знаменитых писателях Донского края.

На большинстве общешкольных внеклассных мероприятиях родители учеников или старшеклассники используют собственные видеокамеры, затем монтируют короткометражные видеофильмы и дарят школе. Таким образом, не только пополняется школьный видеобанк, но и происходит прикосновение самого ученика или его родителя к таинствам мультимедийных ресурсов и жизни школьного коллектива.

С 2009 года входит в традицию проведение фестиваля авторских фильмов и сайтов в сети Интернет. Подобные фестивали позволяют представить учащимся возможность не только себя проявить, но и проанализировать достижения своих товарищей.

Использование мультимедийных ресурсов и информационно – коммуникационных технологий позволяет уже на первой ступени обучения осуществлять диагностику по выявлению одарённости и обеспечивает развитие способностей детей. Учащиеся используют сеть Internet и другие информационные ресурсы для самообразования. В городском конкурсе, посвященном 60-летию Победы, 1 место занял учащийся 11 класса Смирнов Алексей за создание  тематического Веб-сайта. В областном слете-конкурсе «Юные конструкторы Дона – третьему тысячелетию» в 2005 году в секции «Компьютерные технологии» Смирнов Алексей получил авторский сертификат за создание информационного Веб-сайта, а Болдырев Григорий, учащийся 10 класса, занял 3 место за защиту проекта, посвященного 60-летию Победы. Эти ученики стали финалистами областного конкурса сайтов среди образовательных учреждений Ростовской области в 2005 году. На областном слете-конкурсе в 2006 году ученик 11 класса Зинченко Глеб продемонстрировал сайт о Компьютерном центре МУК и занял 6 - е место среди 20 участников областного слета.

 

 

 


 

 

Что вы думаете об экологической ситуации в городе/регионе?