Программа РУКА ПОМОЩИ
Программа "Рука помощи" по работе с детьми девиантного поведения в МБОУ СОШ № 1 г. Азова
на 2019–2022 годы
Срок реализации разработанной проекта: 3 года;
Участники проекта:
учащиеся МБОУ СОШ №1 г.Азова «группы риска»;
Содержание проекта включает разделы:
концептуальные основы проекта, анализ ситуации, описание опыта работы в проекте, необходимые ресурсы, формы, методики, результативность, приложение.
Концептуальные основы проекта:
1.Педагогизация окружающей среды – интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания – семьи, школы, объединения дополнительного образования, детской поликлиники, участкового инспектора милиции, администрации города.
2.Принцип личностной направленности – учёт индивидуальных склонностей и интересов, своеобразие характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительные качества.
3.Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
4.Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.
5.Учёт возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков.
6.Принцип единства образования, организация досуга и индивидуальной помощи и поддержки подростков адиктивного, девиантного, делинквентного поведения.
Актуальность.
Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание–это будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С.Макаренко
Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодёжной стране, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Среди подростков усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. В отношении детей в основном реализуются психолого-педагогические и социальные виды реабилитации. Однако результаты проводимых реабилитационных мероприятиймалоэффективны. Поэтому назрела необходимость поиска эффективных подходов к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками.
Проект «Рука помощи», предполагает ряд работ с детьми и семьями «группы риска». Проект рассчитан на 3 года, по определенным этапам. Профилактическая работа составляет целый комплекс социально – профилактических мер, направленных как на оздоровления условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а так же мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. Решать эти задачи невозможно в одиночку. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия педагогов, социальных работников, психологов, родителей, работников правоохранительных органов, и школы. Это позволит совместно выбирать для каждого ребенка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Цель проекта: вывести из социально опасного положения учащихся нашей школы; снять детей и семей «группы риска» с разных форм учёта.
Задачи:
- Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.
- Развить систему организованного досуга и отдыха детей «группы риска».
- Привлечь родителей для совместной организации досуговой деятельности и обучение родителей методам семейного воспитания.
- Формировать здоровый жизненный стиль родителей и их детей.
Кадровое обеспечение проекта: социальный педагог, педагог- психолог, родители, заместители директора по УВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования, уполномоченный по защите прав детей, инспектор ПДН, КДН и ЗП, участковый инспектор милиции, специалист по опеке и попечительству.
Методический ресурс: использование фонда школьной библиотеки, имеющийся опыт проведения профилактических мероприятий.
Материально-технический ресурс: актовый зал школы, персональный компьютер, диски, аудио и видеокассеты, DVD, телевизор.
Алгоритм реализации проекта:
Первый этап – организационный |
сентябрь – декабрь 2019 года |
– анализ состояния правопорядка в городе; |
Второй этап – деятельностный |
январь 2019 – январь 2020 |
– координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией; |
Третий этап – итоговый |
февраль – май 2017 года |
– анализ и подведение итогов работы; |
Ожидаемые результаты деятельности, их социальная эффективность:
1. Уменьшение фактора риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивных веществ в подростковой среде нашего поселка.
2. Формирование у наших учащихся нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
3. Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
4. Выработка отрицательного отношения у обучающихся к негативным явлениям – курению, наркомании
5. Сокращение количества семей, в которых родители употребляют спиртные напитки.
6. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочной деятельности;
7. Снятие с учёта учащихся состоящих на учёте в КДН и ЗП.
Психолого-педагогическое сопровождение
Постоянное физическое присутствие взрослого рядом с ребенком способствует появлению уверенности: что бы он не сделал, взрослый всегда будет рядом и позаботится о нем. В связи с этим у меня возникла необходимость вести эффективную работу по профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами, за счёт усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных работников, участкового инспектора и других.
Основные направления работы
1. Деятельность педагогического коллектива:
– выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, правонарушениям;
– определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных подростков;
– составление плана педагогической коррекции личности и устранения причин её нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, этапов, исполнителей);
– изменение характера личных отношений подростков со сверстниками и взрослыми;
– вовлечение учащихся в различные виды положительно-активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней;
– изменение условий семейного воспитания (исходя из возможностей школы) с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики;
– расширять знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами среди подростков.
2. Индивидуально-профилактическая работа с подростками:
– посещать на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, организацией свободного времени, занятость в каникулярное время, подготовкой к урокам;
– изучать особенности личности подростков, проводить занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения;
– посещать уроки с целью выяснения уровня подготовки подростков к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях;
– вовлекать подростков в общественно-значимую деятельность, объединения дополнительного образования;
– путемнаблюдения, социометрических измененийианкетирования установить положение ученика в классном коллективе, характер взаимопонимания с ним, наметить пути и способы улучшений;
– изучитьинтересы, склонностии способностиучеников«группыриска»;
– установить, входитли «трудный ребёнок» в другие компании;
–привлекатьдетей «группы риска» к участию в культурно-массовой и спортивной работе.Особоевнимание уделятьих читательским интересам и вкусам;
– организация занятий для детей «группы риска» по саморегуляции, по развитию способностей,правильно выражать эмоции, по овладению способами решения конфликтов;
– привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе.
3. Работа с родителями:
– просветительская работа (выпуск информационных листов, проведение бесед, дискуссий, ролевых игр, лекториев);
– психокоррекционная работа – семейное консультирование (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: уходит из дома; стал агрессивным, не управляемым; замечен в квартирных кражах и т.д.);
– психопрофилактическая работа – приглашение специалистов (медицинских работников, инспекторов комиссии по делам несовершеннолетних и т.д.) на встречи с родителями.
– привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности подростков;
– выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;
– разработка основных правил семейного воспитания;
– создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, педагогам дополнительного образования, своему ребёнку;
– всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей, организация работы Совета профилактики;
– способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности подростка.
4. Работа с КДН и ЗП, участковым инспектором ПДН и другими организациями:
– поддерживать постоянную связь с комиссией по делам несовершеннолетних, участковым инспектором по различным вопросам работы школы по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся;
– систематически сверять списки учащихся, состоящих на разных формах учёта, задержанных за различные правонарушения и преступления;
– приглашать сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних, специалистов правоохранительных органов, врачей и других специалистов для проведения лекций;
– участвовать в месячнике правовых знаний;
– проводить работу по снятию с учета подростков, исправивших свое поведение и отношение к учебе и не совершающих правонарушения;
– посещать районные мероприятия, семинары;
– совместно с участковыми инспекторами проводить рейды по посещению семей, находящихся в социально-опасном положении.
5. Досуговая деятельность
Любимым времяпровождением большинства подростков являются бесцельные прогулки, посещение дискотек, во время которых можно «показать себя». Поэтому сегодня как никогда актуальна организация досуга подростков, в которой большая роль отводится учреждениям дополнительного образования. В основе организации досуга подростков лежит создание единого воспитательного пространства в микрорайоне, целью которого является адаптация подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и физкультурно-оздоровительную работу:
– расширение видов творческой деятельности в клубах по месту жительства для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей подростков;
– специфические средства и способы вовлечения подростков в объединения дополнительного образования, клубную деятельность;
– организацию досуговой деятельности подростков в условиях клуба;
– организацию общения подростков в условиях клуба;
– проводить совместные совещания по проблемам профилактической работы с подростками.
На рост правонарушений, насилия и асоциального поведения в подростковой среде оказывает влияние множество факторов. Данная проблема в нашем посёлке является очень серьёзной и должна решаться совместными усилиями среды, школы и общества.
Финансирование проекта
Разработка проекта предполагает работу на общественных началах.