Программа работы с семьями

<< назад

 

Программа работы

с семьями обучающихся по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности

в МБОУ СОШ № 1 г. Азова

 

Цель программы:

·         Создать условия  для взаимополезного взаимодействия педагогов, обучающихся и родителей школы для улучшения качества жизни каждого.

·         Обеспечение деятельности, направленной на решение воспитательно-оздоровительных задач.

·         Выявление и адаптация детей из неблагополучных семей к современной жизни.

·         Выявление и создание условий для развития детей.

Задачи программы:

·         Изучить образ жизни семьи.

·         Выяснить особенности семейного воспитания.

·         Выявить взаимоотношения семьи и школы.

·         Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.

·         Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.

·         Найти путь оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи.

·         Учитывать и предупреждать асоциально-аморальное поведение родителей.

·         Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях.

·         Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

·         Пропагандировать здоровый образ жизни

·         Включать семьи и общественность в  воспитательный процесс.

Направление деятельности:

  • Диагностика семьи.
  • Взаимоотношения с родителями обучающихся.
  • Работа с нестандартными семьями (многодетными, неполными, неблагополучными) через администрацию школы, школьного инспектора ПДН, уполномоченного по защите прав ребенка, психологическую, социальную службы школы.
  • Организация полезного досуга.
  • Изучение семей обучающихся.
  • Регулярное проведение родительских собраний и консультаций  («Родительский четверг» – 5-11классы, «Школа молодых  родителей» – 1-4классы, «День открытых дверей» -первая суббота месяца (1-11кл.)
  • Индивидуальные и групповые консультации (педагоги, психолог, соц. педагог, мед. работники).
  • Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности школы (ремонт, соревнования, классные часы, праздники, экскурсии и т.д.).
  • Организация взаимного творчества.
  • Поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса, школы.

                                                    Блок №1.Моя семья.

I.  Работа с обучающимися.

 

Тема

Класс

I

Беседы: «Для чего человеку нужна семья?»

 

1.

 

2.

3.

 

 

 

 

4.

5.

Почему холостые мужчины и незамужние женщины    живут относительно недолго?

Для чего люди создают семью?

Какие условия необходимы для создания семьи?

Психологические аспекты – сходство характеров, привычек, интересов, желаний;

Материальные аспекты – наличие жилья и постоянных доходов;

Нравственные аспекты – выполнение всех семейных обязанностей.

Если нет детей, это – семья или нет?

Портрет моей семьи.

8

 

7

9-11

 

 

 

 

9-11

5-6

II

Дискуссия: «Дети для родителей и родители для детей?»

 

III

Беседа: « Семейные обязанности ».

 

1.

2.

3.

 

 

 

 

 

4.

5.

Как должны распределяться семейные обязанности?

Слушать или не слушать советы родителей?

Какие обязанности должны быть у детей в семье?

Самообслуживание – уборка постели, своей комнаты, разогревание пищи, чистка одежды и обуви и т.п.

Семейные поручения – уход за домашними растениями и животными, приобретение продуктов и товаров, помощь родителям в домашних делах, на огороде, на работе и т.д.

Должны ли родители контролировать поведение своих детей?

Как родители должны помогать детям в обучении?

7

9-11

5-6

 

 

 

 

 

8

5-11

IV

Практическое задание:

 

1.

2.

3.

Творческая работа « Летопись моей семьи »

Составить памятку « Ваши семейные обязанности »

Рисунки: « Мама, папа, я – дружная семья».

9-11

7-8

5-6


II. Работа с родителями.

  1. Индивидуальные консультации психологов, педагогов школы.
  2. Посещение семей классными руководителями.
  3. Составление социального паспорта класса.
  4. Организационная работа родительского комитета школы.
  5. Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации образовательно-воспитательного процесса (помощь в организации деятельности общественных родительских формирований: родительских комитет, попечительский совет).

III.  Работа с педагогическим коллективом.

1.      Анализ семейных обязанностей обучающихся и их взаимоотношений с родителями.

2.      Работа классных руководителей по выявлению детей, не приступивших к занятиям в школе.

IV.  Совместная деятельность педагогов , родителей и детей.

1.            « Первый звонок »

2.            Праздник « печеной картошки ».

                             

Блок №2.Взаимоотношения с родителями.

I.   Работа с обучающимися.

Тема

Класс

I

Беседы: «Для чего человеку нужна семья?»

 

1.

2.

3.

4.

Как вы разговариваете со своими родителями?

Всегда ли родители вас понимают?

Конфликты с родителями.

Почему родители не всегда выполняют ваши желания?

5-6

7

9-11

8

II

Памятка: «Правила взаимоотношений между людьми».

5-11

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

Взаимоотношения между людьми будут нормальными, если они смогут выслушать друг друга, не перебивая, до конца, и понять желания своего собеседника.

Выполняются те желания собеседника, которые соответствуют нравственным нормам и которые вы в состоянии выполнить.

Если невозможно выполнить желание собеседника в данном месте, необходимо это сделать в другом месте.

Если невозможно выполнить желание собеседника в данный момент, необходимо это сделать в другое время.

Если вы не можете выполнить желание собеседника, посоветуйте ему обратиться к человеку, который сумеет выполнить его желание.

Предлагайте человеку несколько вариантов выполнения его желания, пусть он выбирает лучший, однако не решайте вместо него.

Если вы не можете выполнить своевременно поручение, заранее предупредите человека об этом и попросите перенести сроки.

Хорошее о человеке можно говорить всем, плохое только ему одному.

 

IV

Практическая работа:

Предложите решения для следующих проблем, используя правила взаимоотношений:

1.Вы хотите поиграть с другом на перемене, а он не хочет. Что делать?

2.Товарищ предлагает вам украсть из киоска жевательную резинку. Как вы поступите?

3.Вы обещали учителю выполнить задание сегодня, но не смогли. Как теперь поступите?

4.Вы поругались с другом и считаете, что он во всем виноват. Следует ли об этом рассказывать остальным товарищам?

5.Вы хотите отдохнуть после школы, но мать требует, чтобы вы выполнили домашнее поручение. Как вы поступите?

 

V

Практическое задание:

Обсудите с родителями правила взаимоотношений. Согласны ли вы, соблюдать их?

 

           II. Работа с родителями.

  1. Родительское собрание « Ваш ребенок попал в беду».
  2. Консультации родителей с администрацией школы, педагогами, педегогом-психологом,  соц. педагогом, инспектором ПДН.
  3.  Организация диагностической работы по изучению семей.

II.   Работа с педагогическим коллективом.

  1. Беседы с педагогами – предметниками.
  2. Индивидуальные консультации у школьного инспектора ПДН, соц. педагога, педагога-психолога, дефектолога, мед. работников, школьным уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса.
  3. Анализ поведения обучающихся на основе правил взаимоотношений и оказание помощи родителям, обучающимся в сложных ситуациях.

III.             Совместная деятельность педагогов , родителей и детей.

1.      Семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы. 

Блок №3. Семейные традиции.

I.   Работа с обучающимися.

Темы

Класс

I

Беседы: « Для чего нужны семейные традиции ? »

 

1.

«Семейная традиция» (Традиция – правило поведения, событие, регулярно повторяющееся.)

5

2.

Почему в каждой семье должны быть свои традиции?

6

3.

Что делать, если в вашей семье нет каких-либо из этих традиций?

7

4.

«Отрицательные традиции в семье» (отсутствие взаимопомощи, интереса к литературе, искусству, пьянство, неправильное питание, отсутствие  праздничных дней, неправильный отдых).

8

5.

Как защитить себя от отрицательных семейных традиций?

9-11

II

Творческое задание

Составьте описание интересных дел, которые по-вашему мнению, должны стать традициями вашей семьи.

 

  II. Работа с родителями.

  1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
  2. Тематическое оформление в классах уголка семейных традиций.
  3. «Школа молодых родителей».

III.  Работа с педагогами.

  1. Круглый стол «Психологический климат в коллективе».
  2. Оформление общешкольного тематического уголка для родителей «Традиции народной педагогики».

IV. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

  1. Создание классной библиотеки.
  2. Озеленение школьных кабинетов.
  3. Конкурс «Семейное увлечение».

 

Блок №4. Потребление и творчество в семейной жизни.

I.  Работа с обучающимися.

Темы

Класс

1.

Беседа: «Потребление и творчество в семье»

9-11

 

Как вы думаете, что является главным для сохранения и укрепления семьи? Почему?

 

 

Многие родители убеждены, что самое главное – обеспечить детей всем необходимым: одеждой, питанием, хорошим образованием, развлечениями. Что ещё необходимо детям для полноценного развития?

 

 

Если мама и папа – творческие личности, и они хотят постоянно заниматься работой, то, как быть с детьми?

 

 

Говорят, что дурные примеры заразительны. Если родители не читают книг, литературных и научно-популярных журналов, то и дети будут точно такими же. Верно ли это? Почему?

 

2.

 

 

 

3.

Практическая работа «Потребление и творчество. Где золотая середина?»

Воспитание у детей желание заниматься творчеством и умеренность в потреблении материальных благ.

Практическое задание

Самоанализ своей деятельности: чего в вашей жизни больше – потребления или творчества? Почему? Что нужно делать, чтобы достичь золотой середины? Творческий час.

6-9

 

 

 

6-9

      II.  Работа с родителями.

  1. Оказание помощи в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни.
  2. «Школа одиноких матерей».
  3. Общешкольное родительское собрание «О, спорт – ты жизнь!»
  4. Беседы с родителями о сбалансированном развитии потребительских и творческих навыков.

III.  Работа с педагогами.

  1. МО классных руководителей. Дискуссия «Творцы и потребители». ( Одни считают, что главное в жизни – это иметь всё, что хочется, ведь один раз  живём. Другие считают главным творчество, создание нового, а всё остальное – второстепенным и не главным. Кто прав? )
  2. Индивидуальная работа с асоциальными семьями.

IV. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

1. Конкурс «Семья – эрудит»    (6-8 кл.)

2. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»  (1-5 кл)

3. Новогодние развлечения. (1-11 кл)

4. Фабрика «Деда Мороза». ( 1-9 кл)

                                 

Блок №5. Семейные традиции и профессия.

I.  Работа с обучающимися.

Темы

Класс

1.

2.

3.

«Семейная профессиональная традиция»

«Все профессии хороши»

«Вам нравятся две или даже три профессии. Как следует поступать в этом случае?»

5-7

8

9-11

 

Индивидуальные консультации.

Беседы профориентационного характера с обучающимися.

8-9

   II.  Работа с родителями.

  1. Встреча с родителями по теме: «Какую профессию я хочу для своего ребёнка».
  2. Беседы профориентационного характера с родителями обучающихся.
  3. Дискуссия с родителями «Если мама – медсестра, значит, и дочь должна стать медсестрой?».

    III.             Работа с педагогами.

  1. Планирование индивидуальной воспитательной работы с учётом направленности детей на будущую профессию.
  2. Оформление общешкольного тематического уголка «Выбор профессии – выбор будущего».
  3. Работа с детьми «группы риска » и «трудными».

IV. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

1. КВН «Профессия – быть человеком!».    (10-11 кл.)

2. Праздник «Получение паспорта гражданина Российской Федерации».   (8-9 кл.)

3. Слёт отличников и одаренных детей     (1-11 кл.)

Блок №6. Основные проблемы семейных отношений.

I.  Работа с обучающимися.

Темы

Класс

1.

Дискуссия «Что такое семейное счастье?»

Почему люди должны создавать семью? Как вы думаете, что такое семейное счастье? Что нужно делать для укрепления и сохранения семьи? (сравнение предпочтений детей с условиями, необходимыми для семейного счастья.)

8-9

2.

Творческая работа «Условия семейного счастья» 

  Разработка памятки.

  1. Сходство привычек и интересов.
  2. Умение уступить в споре, особенно если ты не прав.
  3. Равное выполнение всех семейных обязанностей.
  4. Совместная забота о детях и совместное воспитание их.
  5. Взаимопомощь в любых обстоятельствах.
  6. Жить по средствам, довольствуясь малым.
  7. Не ставить перед супругом невыполнимых условий.
  8. Принимать решения совместно.
  9. Цель жизни – личное культурное совершенствование, а не только материальные блага.

8-9

3.

«Как достичь семейного счастья»     Разработка советов.

1. Создание семьи требует определённого времени. Это время необходимо будущим супругам для взаимного изучения привычек, интересов и характеров.

2. До создания семьи нужно договориться о том, кто какие семейные обязанности будет выполнять.

3. В процессе семейной жизни поведение супругов должно быть направлено на укрепление семьи.

4. Все спорные ситуации должны решаться путём диалога при условии соблюдения интересов обоих супругов, а не кого-то одного из них.

5. нельзя допускать вмешательства в свою семейную жизнь родителей, родственников и друзей. Необходимо приложить все силы к тому, чтобы обойтись без их помощи и советов.

9-11

4.

Индивидуальные консультации.

Беседы с обучающимися о проблемах их взаимоотношений с родителями и оказание помощи в решении этих проблем.

5-11

5.

Операция «Поздравительная открытка». (23 февраля)

1-11

  

II.  Работа с родителями.

  1. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
  2. Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение в совместное с детьми творчество (социально-значимую деятельность), направленное на повышение их авторитета.
  3. День открытых дверей для одиноких отцов.

III. Работа с педагогами.

  1.  Педагогический совет «Формы сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение в совместное с детьми творчество (социально-значимую деятельность), направленное на повышение их авторитета.
  2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
  3. Оформление общешкольного уголка «Роль отца в воспитании детей».

IV. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

  1. Слёт «Школьных пап».
  2. Игровые семейные конкурсы, праздники, посвящённые 23 февраля.
  3. «Служба в армии – почётный долг каждого».    (9-11 кл.)

Блок №7. Бюджет семьи.

I.   Работа с обучающимися.

Темы

Класс

I

Дискуссии «Кто и как должен распределять деньги в семье?»

 

1.

 

2.

3.

 

 

 

 

 

4.

Что такое бюджет семьи? (Бюджет – это план доходов и расходов семьи на месяц или год.)

Из каких статей состоит бюджет семьи?

Как нужно планировать расходы?

• Фонд накопления для приобретения дорогих вещей и на «чёрный день».

• Питание, оплата коммунальных услуг.

• Приобретение одежды, обуви, косметики.

• Повышение культурного и образовательного уровня.

• Отдых  и развлечения.

Возможности для увеличения доходов: совмещение работ, индивидуальная трудовая деятельность, экономия расходов.

6-7

 

7-9

8-11

 

 

 

 

 

 

9-11

II.

Практическое задание.

Изучите бюджет вашей семьи и составьте предложения по экономии денег.

6-11

III

Индивидуальные беседы.

Коррекция поведения обучающихся, основанного на синдромах «богатого ребёнка», «бедного ребёнка».

 

IV

Операция «Поздравительная открытка» (8 Марта)

1-11

V

Ток-шоу «Наркотики – путь в никуда»

                 «Проступок. Правонарушение. Преступление»

7-8

9-11

      

II.  Работа с родителями.

  1. Встречи опекунов детей, оставшихся без родителей.
  2. Тематическая дискуссия «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм».

III. Работа с педагогами.

  1. Консультации психологов школы – коррекция поведения обучающихся, основанного на синдромах «богатого ребёнка», «бедного ребёнка».
  2. Капустник учителей-предметников «В школе нужен круглый год только творческий подход».

IV.   Совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

  1. Праздничные программы, посвящённые Международному женскому дню 8 Марта.   (1-11 кл.)
  2. Круглый стол «Радуга жизни».   (8-9 кл.)
  3. Калейдоскоп семейных клубов и мастерских.

 

Блок №8. Любовь и как её сохранить?

I. Работа с обучающимися.

Темы

Класс

 

Любовь – это сильное чувство длительной привязанности к человеку, основанное на личной симпатии, восхищении его личностными качествами.

 

I

 

 

 

II

 

 

Беседы: «Увлечение и любовь»

1.Важнейшее условие для полноценных семейных отношений – чувство взаимной любви у супругов.

2.Что такое увлечение? (Чем отличается увлечение от любви?)

Дискуссии:

1.Может ли любовь возникнуть с первого взгляда?

2.Можно ли жить счастливо семейной жизнью без любви?

 

10-11

 

7

 

8

9

III

Индивидуальные консультации.

Коррекционные занятия с обучающимися по проблемам взаимоотношений в классе.

 

5-11

IV

 

 

Круглый стол

1.«Создание позитивных дружеских отношений».

2.«Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок».

 

5-6

 

7-8

  

II. Работа с родителями.

  1. Родительское собрание «О доброте и милосердии».
  2. Вечер вопросов и ответов с привлечением психологов соц. педагогов, юристов, врачей и других специалистов.

     • родители первоклассников,

     • родители выпускников,

     • мамы учениц 8-9 классов.

  1. Дни открытых уроков.

III. Работа с педагогами.

  1. Исследование и составление карты уровня воспитанности обучающихся.
  2. Диагностическая работа с семьёй.

IV. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

  1. Совместные экскурсии в музеи города.
  2. Праздники «День здоровья».
  3. Читательская конференция «Муза в солдатской шинели».

 

Блок №9. Планирование семьи. Как нужно любить детей?

   I. Работа с обучающимися.

Темы

Класс

I

II

 

 

 

III

IV

Беседа: «Что такое планирование семьи?»

Мозговой штурм:

1.«Что значит любить детей?» (Любить детей – это значит: помогать им в делах, научить самостоятельному и правильному принятию решений, нравственному поведению, преодолению трудностей.)

  Сочинение «Мой любимый семейный праздник».

  Конкурс рисунков «Права ребёнка в семье»

9-11

 

8

 

 

1-5

6-7

V

Подготовка ребёнка к школе

Индивидуальные консультации для родителей, будущих первоклассников.

 

VI

«Малышкина школа»

дошкольники

      II. Работа с родителями.

  1. Традиционные встречи многодетных семей.
  2. Социально-правовые и медико-педагогические занятия для родителей.
  3. Анализ, обобщение, планирование взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребёнка.
  4. «Малышкина школа».

III.Работа с педагогами.

  1. Анализ, обобщение, проектирование взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребёнка.
  2. Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

 

IV. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

  1. День взаимного благодарения.
  2. Благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей.
  3. Ярмарка-распродажа семейных поделок.
  4. Последний звонок.

 

 

Что вы думаете об экологической ситуации в городе/регионе?