Рекомендации по профилактике нарушений зрения
1. Существенное место среди отклонений в состоянии здоровья детей и подростков занимают нарушения зрения, в первую очередь миопия, распространенность которой среди обучающихся образовательных учреждений достигает 25-30%. Очень важным является раннее выявление так называемых «групп риска» - обучающихся с предмиопией и спазмом аккомодации. Кроме того, необходимо своевременное лечение детей с прогрессирующей миопией, т. к. по мере перехода обучающихся из младших классов в старшие увеличивается не только количество близоруких детей, но и степень близорукости.
2. Одной из основных мер профилактики нарушений зрения является соблюдение основных санитарных правил освещенности в классах, мастерских и других учебных помещениях. Согласно гигиеническим нормативам освещенность на рабочих местах должна составлять 300 люкс, освещенность классных досок – 500 люкс. Немаловажное значение имеет также цветовое оформление дверей, окон и оснащения классных комнат.
Освещенность в учебных помещениях ухудшает:
- замазывание части оконных стекол краской;
- размещение на подоконниках ветвистых цветов, учебных пособий и т. д.;
- развешивание на окнах занавесок и штор, закрывающих верхнюю часть окна или не убирающихся в простенки между окнами;
- нерегулярное мытье оконных стекол;
- затемнение окон деревьями.
2. Не менее важными мерами профилактики возникновения нарушений зрения является правильная посадка обучающихся и использование удобной мебели, соответствующей росту. В настоящее время используются различные виды школьной мебели: столы с горизонтальной поверхностью и парты – с наклонной. Неудобство горизонтальных столов заключается в том, что при зрительной работе вблизи обучающиеся вынуждены наклонять голову. У детей мышцы шеи развиты слабо, и они не могут долго держать голову в вынужденном положении. Голова опускается все ниже и ниже, глаза слишком приближаются к предмету работы, конвергенционные и аккомодационные мышцы глаза сильно напрягаются. В результате этого процесса при длительной зрительной работе происходит спазм аккомодации, приводящий в дальнейшем к близорукости. В связи с этим необходим постоянный контроль со стороны педагогов и родителей правильности посадки обучающегося в образовательном учреждении и дома и регулярное проведение физкультминуток.
3. Еще одной мерой профилактики нарушений зрения является правильная организация непрерывного чтения. Непрерывная продолжительность чтения должна сопровождаться промежутками для отдыха глаз от зрительной работы и не превышать рекомендуемое время:
- для младших школьников – 15-20 мин;
- для обучающихся среднего возраста - 25-30 мин;
- для старших школьников – 45 мин.
4. Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у обучающихся. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза. Эффективность физкультминуток возрастает при проведении специального комплекса упражнений гимнастики для глаз.
5. Очень важным профилактическим мероприятием является коррекция зрительных внеучебных нагрузок детей и подростков в домашних условиях. Дети младшего школьного возраста могут смотреть телевизионные передачи в те дни, когда учебная нагрузка невелика. Продолжительность просмотра телепередач должна быть не более 1 ч в день. Необходимо, чтобы комната была освещена. Ребенок должен сидеть на расстоянии 3–5 м от экрана в зависимости от размера экрана телевизора. Если ребенку назначены очки для дали, то смотреть телевизионные передачи обязательно надо в очках.
6. Одним из основных требований профилактики нарушений зрения является проведение систематических диспансерных осмотров обучающихся врачом-офтальмологом не реже одного раза в год. При проведении офтальмологических обследований обучающихся 1-3-х классов рекомендуется использовать тест А.А. Малиновского, который позволяет выявлять детей, еще не имеющих близорукости, но склонных к ней, и применять по отношению к ним необходимые лечебно-профилактические мероприятия до развития миопии.
7. К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование функциональных нарушений зрения, следует также относить:
- использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;
- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения (Приложение);
- чередование занятий с отдыхом;
- проведение гимнастики для глаз в образовательном учреждении и дома;
- контроль правильной позы во время занятий;
- организацию систематических прогулок и игр на свежем воздухе;
- активное гармоничное физическое развитие;
- организацию рационального питания и витаминизации.
8. Проведением профилактических мероприятий по предупреждению возникновения и развития нарушений зрения у обучающихся должны заниматься не только врачи-офтальмологи, но и медицинский персонал, администрация, педагоги образовательных учреждений и родители.
Приложение
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗРИТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК И ПЕРЕРЫВОВ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Класс |
Зрительная нагрузка (мин) |
Перерыв (мин) |
1-4 |
20 |
10-15 |
5-7 |
25-30 |
10-15 |
8-е и старше |
35-40 |
10-15 |