Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Рекомендации по профилактике нарушений зрения

Рекомендации по профилактике нарушений зрения

<< назад

 

1. Существенное место среди отклонений в состоянии здоровья детей и подростков занимают нарушения зрения, в первую очередь миопия, распространенность которой среди обучающихся образовательных учреждений достигает 25-30%. Очень важным является раннее выявление так называемых «групп риска» - обучающихся с предмиопией и спазмом аккомодации. Кроме того, необходимо своевременное лечение детей с прогрессирующей миопией, т. к. по мере перехода обучающихся из младших классов в старшие увеличивается не только количество близоруких детей, но и степень близорукости.

2. Одной из основных мер профилактики нарушений зрения является соблюдение основных санитарных правил освещенности в классах, мастерских и других учебных помещениях. Согласно гигиеническим нормативам освещенность на рабочих местах должна составлять 300 люкс, освещенность классных досок – 500 люкс. Немаловажное значение имеет также цветовое оформление дверей, окон и оснащения классных комнат.

Освещенность в учебных помещениях ухудшает:

- замазывание части оконных стекол краской;

- размещение на подоконниках ветвистых цветов, учебных пособий  и т. д.;

- развешивание на окнах занавесок и штор, закрывающих верхнюю часть окна или не убирающихся в простенки между окнами;

- нерегулярное мытье оконных стекол;

- затемнение окон деревьями.

2. Не менее важными мерами профилактики возникновения нарушений зрения является правильная посадка обучающихся и использование удобной мебели, соответствующей росту. В настоящее время используются различные виды школьной мебели: столы с горизонтальной поверхностью и парты – с наклонной. Неудобство горизонтальных столов заключается в том, что при зрительной работе вблизи обучающиеся вынуждены наклонять голову. У детей мышцы шеи развиты слабо, и они не могут долго держать голову в вынужденном положении. Голова опускается все ниже и ниже, глаза слишком приближаются к предмету работы, конвергенционные и аккомодационные мышцы глаза сильно напрягаются. В результате этого процесса при длительной зрительной работе происходит спазм аккомодации, приводящий в дальнейшем к близорукости. В связи с этим необходим постоянный контроль со стороны педагогов и родителей правильности посадки обучающегося в образовательном учреждении и дома и регулярное проведение физкультминуток.

3. Еще одной мерой профилактики нарушений зрения является правильная организация непрерывного чтения. Непрерывная продолжительность чтения должна сопровождаться промежутками для отдыха глаз от зрительной работы и не превышать рекомендуемое время:

- для младших школьников – 15-20 мин;

- для обучающихся среднего возраста - 25-30 мин;

- для старших школьников – 45 мин.

4. Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у обучающихся. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза. Эффективность физкультминуток возрастает при проведении специального комплекса упражнений гимнастики для глаз.

5. Очень важным профилактическим мероприятием является коррекция зрительных внеучебных нагрузок детей и подростков в домашних условиях. Дети младшего школьного возраста могут смотреть телевизионные передачи в те дни, когда учебная нагрузка невелика. Продолжительность просмотра телепередач должна быть не более 1 ч в день. Необходимо, чтобы комната была освещена. Ребенок должен сидеть на расстоянии 3–5 м от экрана в зависимости от размера экрана телевизора. Если ребенку назначены очки для дали, то смотреть телевизионные передачи обязательно надо в очках.

6. Одним из основных требований профилактики нарушений зрения является проведение систематических диспансерных осмотров обучающихся врачом-офтальмологом не реже одного раза в год. При проведении офтальмологических обследований обучающихся 1-3-х классов рекомендуется использовать тест А.А. Малиновского, который позволяет выявлять детей, еще не имеющих близорукости, но склонных к ней, и применять по отношению к ним необходимые лечебно-профилактические мероприятия до развития миопии.

7. К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование функциональных нарушений зрения, следует также относить:

- использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения (Приложение);

- чередование занятий с отдыхом;

- проведение гимнастики для глаз в образовательном учреждении и дома;

- контроль правильной позы во время занятий;

- организацию систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

- активное гармоничное физическое развитие;

- организацию рационального питания и витаминизации.

8. Проведением профилактических мероприятий по предупреждению возникновения и развития нарушений зрения у обучающихся должны заниматься не только врачи-офтальмологи, но и медицинский персонал, администрация, педагоги образовательных учреждений и родители.


                                                                                                Приложение

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗРИТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК И ПЕРЕРЫВОВ

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Класс

Зрительная нагрузка

(мин)

Перерыв

(мин)

1-4

20

10-15

5-7

25-30

10-15

8-е и старше

35-40

10-15

 

 

Какие факультативные курсы, элективные курсы, групповые или индивидуальные занятия ваш ребенок посещает в школе?