Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Контроль позы обучающихся при проведении занятий

Контроль позы обучающихся при проведении занятий

<< назад

 

С первых дней учебы в школе необходимо уделять внимание формированию правильной позы первоклассников, обучать детей самым простым приемам контроля рабочей позы во время занятий в школе и дома. Педагогам, медицинским работникам и родителям, особенно в начальных классах, рекомендуется:

1. Корректировать нарушения в рабочей позе обучающихся. При резко наклоненной позе, необходимой для выполнения письменных работ, значительно возрастает нагрузка на мышцы спины, увеличивается частота сердечных сокращений, уменьшается амплитуда дыхательных движений, а также уменьшается расстояние от глаз до тетради. Для сохранения равновесия в таком положении обучающемуся приходится опираться грудью на поверхность стола, что еще в большей степени затрудняет работу внутренних органов. В связи с этим в профилактике отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата, а также зрения большое значение имеет правильная поза (Приложение 1).

2. На занятиях с использованием видеодисплейных терминалов поддерживать рациональную рабочую позу с помощью конструкции рабочего стула (кресла), которая позволяет изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления:

- тип рабочего стула (кресла) должен выбираться в зависимости от характера и продолжительности работы с учетом длины тела пользователя (Приложение 2);

- рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также по расстоянию спинки от переднего края сиденья; при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию;

- высота одноместного стола при работе с компьютером должна соответствовать длине тела обучающихся (Приложение 3);

- рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20°;

- экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов; уровень глаз при вертикально расположенном экране должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана; линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать ± 5°(допустимое ± 10°)

                                                                                              Приложение 1

ПРАВИЛЬНАЯ ПОЗА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

1. За столом (партой)

Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ребенка необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти.

2. При письме

Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Надплечья находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°. Левая рука (правая рука у левшей) ребенка поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.

3. При чтении

Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15°.

4. Стоя

Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток.

                                                                                              Приложение 2

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ СТУЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ

С ВИДЕОДИСПЛЕЙНЫМИ ТЕРМИНАЛАМИ

Параметры

стула

Длина тела обучающихся в обуви

(см)

116-130

131-145

146-160

161-175

> 175

Высота сиденья над полом, мм

300

340

380

420

460

Ширина сиденья, не менее, мм

270

290

320

340

360

Глубина сиденья, мм

290

330

360

380

400

Высота нижнего края спинки над сиденьем, мм

130

150

160

170

190

Высота верхнего края спинки над сиденьем, мм

280

310

330

360

400

Высота линии прогиба спинки, не менее, мм

170

190

200

210

220

Радиус изгиба переднего края сиденья, мм

20-50

Угол наклона сиденья, °

0-4

Угол наклона спинки, °

95-108

Радиус спинки в плане, не менее, мм

300

 

                                                                                              Приложение 3

ВЫСОТА ОДНОМЕСТНОГО СТОЛА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ВИДЕОДИСПЛЕЙНЫМИ ТЕРМИНАЛАМИ

Длина тела обучающихся в обуви

(см)

Высота над полом

(мм)

Поверхность стола

Пространство для ног, не менее

116-130

520

400

131-145

580

520

146-160

640

580

161-175

700

640

Выше 175

760

700

 

 

Какие факультативные курсы, элективные курсы, групповые или индивидуальные занятия ваш ребенок посещает в школе?