Контроль позы обучающихся при проведении занятий
С первых дней учебы в школе необходимо уделять внимание формированию правильной позы первоклассников, обучать детей самым простым приемам контроля рабочей позы во время занятий в школе и дома. Педагогам, медицинским работникам и родителям, особенно в начальных классах, рекомендуется:
1. Корректировать нарушения в рабочей позе обучающихся. При резко наклоненной позе, необходимой для выполнения письменных работ, значительно возрастает нагрузка на мышцы спины, увеличивается частота сердечных сокращений, уменьшается амплитуда дыхательных движений, а также уменьшается расстояние от глаз до тетради. Для сохранения равновесия в таком положении обучающемуся приходится опираться грудью на поверхность стола, что еще в большей степени затрудняет работу внутренних органов. В связи с этим в профилактике отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата, а также зрения большое значение имеет правильная поза (Приложение 1).
2. На занятиях с использованием видеодисплейных терминалов поддерживать рациональную рабочую позу с помощью конструкции рабочего стула (кресла), которая позволяет изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления:
- тип рабочего стула (кресла) должен выбираться в зависимости от характера и продолжительности работы с учетом длины тела пользователя (Приложение 2);
- рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также по расстоянию спинки от переднего края сиденья; при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию;
- высота одноместного стола при работе с компьютером должна соответствовать длине тела обучающихся (Приложение 3);
- рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20°;
- экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов; уровень глаз при вертикально расположенном экране должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана; линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать ± 5°(допустимое ± 10°)
Приложение 1
ПРАВИЛЬНАЯ ПОЗА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
1. За столом (партой)
Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ребенка необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти.
2. При письме
Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Надплечья находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°. Левая рука (правая рука у левшей) ребенка поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.
3. При чтении
Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15°.
4. Стоя
Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток.
Приложение 2
ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ СТУЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ
С ВИДЕОДИСПЛЕЙНЫМИ ТЕРМИНАЛАМИ
Параметры стула |
Длина тела обучающихся в обуви (см) |
||||
116-130 |
131-145 |
146-160 |
161-175 |
> 175 |
|
Высота сиденья над полом, мм |
300 |
340 |
380 |
420 |
460 |
Ширина сиденья, не менее, мм |
270 |
290 |
320 |
340 |
360 |
Глубина сиденья, мм |
290 |
330 |
360 |
380 |
400 |
Высота нижнего края спинки над сиденьем, мм |
130 |
150 |
160 |
170 |
190 |
Высота верхнего края спинки над сиденьем, мм |
280 |
310 |
330 |
360 |
400 |
Высота линии прогиба спинки, не менее, мм |
170 |
190 |
200 |
210 |
220 |
Радиус изгиба переднего края сиденья, мм |
20-50 |
||||
Угол наклона сиденья, ° |
0-4 |
||||
Угол наклона спинки, ° |
95-108 |
||||
Радиус спинки в плане, не менее, мм |
300 |
Приложение 3
ВЫСОТА ОДНОМЕСТНОГО СТОЛА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ВИДЕОДИСПЛЕЙНЫМИ ТЕРМИНАЛАМИ
Длина тела обучающихся в обуви (см) |
Высота над полом (мм) |
|
Поверхность стола |
Пространство для ног, не менее |
|
116-130 |
520 |
400 |
131-145 |
580 |
520 |
146-160 |
640 |
580 |
161-175 |
700 |
640 |
Выше 175 |
760 |
700 |