Направления работы психологической службы
Направления работы психологической службы
МБОУ СОШ №1 г. Азова
осуществляются в соответствии с базовым компонент деятельности педагога-психолога общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
Обязательные направления работы
Начальная школа:
1. Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся групп риска возникновения школьной дезадаптации.
1.1. Выявление среди первоклассников групп риска возникновения школьной дезадаптации.
1.2. Разработка и реализация совместно с учителями начальных классов программы психолого-педагогической поддержки учащихся в период адаптации к школе.
1.3. Выступления на родительских собраниях по проблеме профилактики дезадаптации учащихся.
1.4. Психологическая помощь учащимся с трудностями адаптации к школе (индивидуальная или групповая формы).
1.5. Психологическое консультирование родителей.
2. Психолого-педагогическая помощь в обучении учащимся с проблемами в обучении.
2.1. Определение готовности первоклассников к школьному обучению и прогноз трудностей обучения.
2.2. Проведение углубленной психологической диагностики детей с трудностями в обучении. Подготовка психологического заключения и рекомендаций для коррекционно-развивающей работы.
2.3. Участие в выработке индивидуальной программы психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся (школьный психолого-медико-педагогический консилиум).
2.4. Реализация психологической части программы сопровождения учащихся (в индивидуальной или групповой форме).
2.5. Проведение повторной психологической диагностики учащихся, анализ динамики изменения.
2.6. Подготовка материалов к представлению учащихся на городскую и областную ПМПК, в специализированные медицинские и образовательные учреждения.
2.7. Проведение индивидуальных консультаций для родителей учащихся.
3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп социального риска.
3.1. Разработка и реализация совместно с учителем и социальным педагогом индивидуальных программ профилактики отклонений в личностном развитии и поведении учащихся.
3.2. Проведение консультаций для родителей по проблемам воспитания.
3.3. Выступления на педагогических советах по проблемам преодоления социальной дезадаптации детей, установления контакта, коррекции поведения, психологическим методам дисциплинирования, работе с семьей и др.
4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска развития кризисных состояний и группы суицидального риска.
4.1. Выявление выраженности факторов риска развития кризиса и суицида у учащихся.
4.2. Проведение индивидуальных консультаций для родителей и детей.
4.3. Поведение специальных родительских собраний по профилактике суицидов среди учащихся.
4.4. Выступление на педагогических советах по проблеме оказания своевременной поддержки учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в кризисном состоянии. Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний ребенка, отслеживания изменений в его поведении.
5. Психолого-педагогическая помощь семье
5.1. Психологическая поддержка принимающих семей (усыновители, опекунские, приемные, патронатные и др.).
5.2. Психологическое консультирование кровных семей группы риска социального сиротства детей.
6. Формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни.
6.1. Проведение тематических родительских собраний по профилактике вредных привычек у учащихся.
7. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при переходе на среднюю ступень обучения.
7.1. Диагностика готовности к обучению в среднем звене школы. Прогноз дезадаптации.
7.2. Разработка и реализация совместно с педагогами программы профилактики дезадаптации к обучению в среднем звене школы.
7.3. Выступление на родительских собраниях по проблеме оказания поддержки учащимся в новой ситуации.
Средняя и старшая школа:
1. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при переходе на среднюю ступень обучения.
1.1. Консультирование классных руководителей по индивидуальным особенностям учащихся с риском развития дезадаптации.
1.2. Проведение профилактических адаптационных занятий для пятиклассников.
1.3. Индивидуальная психологическая поддержка учащихся с осложненной адаптацией.
1.4. Психологическое консультирование родителей.
1.5. Выступления на педагогических советах в школе по проблеме поддержки учащихся в период адаптации к новой ситуации.
2. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп риска развития кризисных состояний и групп суицидального риска.
2.1. Выявление выраженности факторов риска развития кризиса и суицида у учащихся.
2.2. Проведение индивидуальных консультаций для родителей и учащихся.
2.3. Поведение специальных родительских собраний по профилактике суицидов среди учащихся.
2.4. Выступление на педагогических советах по проблеме оказания своевременной поддержки учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в кризисном состоянии. Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний ребенка, отслеживания изменений в его поведении.
3. Психолого-педагогическая поддержка учащихся с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
3.1. Выявление детей с проблемами во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Формирование коррекционно-развивающих и тренинговых групп.
3.2. Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий, тренинговых групп для учащихся по возрастным группам.
3.3. Психологическое консультирование классных руководителей по вопросам формирования классных коллективов, разрешения конфликтных ситуаций в классных коллективах.
3.4. Участие психолога в разрешении конфликтных ситуаций в классных коллективах.
4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп социального риска.
4.1. Разработка и реализация совместно с классными руководителями и социальными педагогами индивидуальных программ социальной адаптации учащихся.
4.2. Проведение консультаций для родителей по проблемам воспитания.
4.3. Выступления на педагогических советах и родительских собраниях по проблемам преодоления социальной дезадаптации учащихся, установления контакта, формирования ответственного поведения, психологическим методам дисциплинирования, и др.
4.4. Проведение тренингов социально-компетентного поведения для учащихся.
4.5. Проведение индивидуальной работы с учащимися.
4.6. Психологическое консультирование родителей учащихся.
5. Оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении.
5.1. Проведение первичных групповых консультаций с учащимися.
5.2. Участие в проведении тематических классных часов, родительских собраний.
6. Профилактика злоупотребления ПАВ среди учащихся.
6.1. Проведение занятий с учащимися по развитию социальных навыков, навыков противостояния групповому давлению в рамках классных часов.
6.2. Участие в проведении диагностики наркогенной ситуации в подростковой среде.
6.3. Проведение тематических родительских собраний.
6.4. Выступления на педагогических советах по проблеме профилактики злоупотребления ПАВ.
6.5. Подготовка материалов для школьных стендов по развитию здорового образа жизни.
7. Психолого-педагогическая помощь семье.
7.1. Психологическая поддержка принимающих семей (усыновители, опекунские, приемные, патронатные и др.).
7.2. Психологическое консультирование кровных семей группы риска социального сиротства детей.
Психолого-педагогическая помощь учащимся с проблемами в обучении.
Цели определения готовности к школьному обучению.
Определяя психологическую готовность к школьному обучению, педагог-психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели диагностики готовности к обучению в школе:
1. понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости;
3. распределение будущих первоклассников по классам, что позволит каждому первокласснику развиваться в оптимальном для него режиме;
4. рекомендации родителям по отсрочке на год начала обучения, особенно если ребенку на момент начала обучения будет меньше, чем 6 лет.
Определяя готовность к школе, психолог работает одновременно в трех направлениях: с учащимися, с родителями и с учителями (администрацией). По содержанию эта работа является и профилактической, и диагностической, и просветительской, и консультативной.
Психологическое обследование ребенка, поступающего в первый класс, позволяет:
· нацелить учителя на слабые и сильные стороны ученика,
· помочь родителям в решении воспитательных задач,
· определить сформированность существенных, с точки зрения школьного обучения, особенностей психики ребенка, а также составить его первоначальный психологический облик.
Конечная цель определения готовности к школьному обучению – помощь самому ребенку как ученику. Результаты диагностики должны иметь практическое значение, а сама диагностика – быть этапом в решении проблем ученика.
Результаты диагностической работы с ребенком педагог-психолог фиксирует в индивидуальной карте.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с трудностями в обучении
Эффективность обучения и педагогического процесса в целом определяется многими факторами, среди которых наиболее важными является индивидуальный подход к обучению, предполагающий знание психофизиологических, личностных особенностей, специфики эмоциональной и когнитивной сфер обучаемых.
Проводя диагностическую работу, педагог-психолог помогает родителям и педагогам выбрать маршрут обучения каждого учащегося, что способствует оптимальной адаптации ребенка в социуме и в школе.
Цель деятельности: создание условий для адаптации младшего школьника.
Задачи деятельности:
· диагностика причин трудностей в обучении,
· участие в работе ПМПк образовательного учреждения,
· разработка по решению ПМПк ОУ коррекционно-развивающих программ и их трансляция (индивидуальных/групповых), в том числе, в специальных коррекционных классах для детей VII и VIII вида и классах компенсирующего обучения.
· отслеживание изменений в развитии,
· рекомендации педагогам по результатам углубленной диагностики,
· рекомендации родителям по результатам углубленной диагностики.
Причины возникновения трудностей у учащихся:
· мотивационная незрелость,
· нарушения интеллекта,
· нарушения динамики психической деятельности,
· особенности асимметрии (левшество),
· недостатки анализаторов (зрения, слуха),
· логопедические нарушения,
· личностные особенности (частично).
В чем проявляется у учащихся:
· трудности в усвоении знаний (по конкретным предметам),
· неспособность освоить программу,
· неуспеваемость,
· ошибки в выполнении учебных заданий,
· нарушения поведения.
Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся групп риска
возникновения школьной дезадаптации.
Дезадаптация может проявляться в традиционных нарушениях – в неуспеваемости и плохом поведении, однако ими не ограничивается. Собственно дезадаптированными можно назвать только тех учащихся, которые:
а) отказываются идти в школу из-за переживания своих неудач,
б) становятся замкнутыми и плохо контактируют с классом,
в) равнодушно относятся к учебе и одноклассникам,
г) теряют интерес к внешкольным увлечениям.
Именно эти особенности поведения ребенка должны быть выявлены в ходе консультативной работы с ребенком и родителями, учитываться при подборе диагностического материала и разработке программы выявления и сопровождения дезадаптированных учащихся на любом этапе адаптации – как в начальной школе, так и в средней.
Задачи, реализуемые в ходе тренингов, должны быть следующими:
1. познакомить детей с ролью школьника (различия понятий «школьник - не школьник», правила работы в команде),
2. познакомить первоклассников с понятием оценки (ее отличия от отметки, критерии отрицательной оценки, требования),
3. научить ребенка задавать вопросы.
Работая над проблемой адаптации, педагог-психолог реализует две цели:
1. Содействие адаптации – работа в русле этой цели строится со всеми детьми и носит «развивающий» характер. Задача – выявить индивидуальные особенности развития ребенка, максимально разнообразить параметры школьной жизни, научить каждого ребенка использовать школьную среду для своего развития – сформировать у ребенка способность развиваться в условиях школы, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие. Результатом такой работы является то, что школа и ребенок взаимно адаптируются друг к другу. Эта работа начинается на этапе знакомства с ребенком в процессе собеседовании при приеме в школу. Работа строится в двух направлениях:
· Внесение изменений в параметры школьной среды для адаптации ее к возможностям конкретного учащегося (например, обучение ребенка с хорошими интеллектуальными данными, но очень медлительного).
· Построение развивающей, консультативной, методической работы педагогов-психологов и учителей таким образом, чтобы у детей формировались навыки, умения, психические процессы, обеспечивающие им успешное функционирование в школе сегодня, создающие базу для дальнейшего развития.
2. Профилактика дезадаптации – работа в русле этой цели строится индивидуально. Педагог-психолог анализирует причины дезадаптации конкретного учащегося, связанные с особенностями как психики ребенка, так и с условиями окружающей среды. В своей деятельности он ориентируется на искоренение этих причин, т.е. работа носит коррекционный характер, направлена она на формирование приспособительных умений у учащихся – выработка индивидуального стиля обучения и общения, освобождение от страхов, обучение навыкам принятия решений. Результатом этой работы будет и адаптация школьной среды к учащемуся - определения ребенку программы и формы обучения на ПМПк (если причины дезадаптации – нарушения развития ребенка органического характера) и открытие классов компенсирующего или специального коррекционного обучения.
Содержанием деятельности педагога-психолога с учащимися на этапе адаптации является:
· развивающая работа – развитие навыков общения и взаимодействия (со взрослыми и сверстниками),
· коррекционная работа – в зависимости от конкретных трудностей каждого учащегося, адаптация которого нарушена.
Формируя адекватную социальную среду для учащихся с трудностями в адаптации, педагог-психолог осуществляет работу с учителем (ориентация на трудности детей и понимание их, на использование различных методов, приемов и технологий учебной деятельности; налаживание положительных эмоциональных контактов с конкретными учениками) и родителями (просвещение, психологическая поддержка, консультирование по причинам возникающих у ребенка трудностей).
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп риска развития
кризисных состояний и групп суицидального риска.
Изучение проблемы суицида среди подростков показывает, что в ряде случаев подростки решаются на самоубийство с целью обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы, из чувства протеста против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, депрессии, стрессов и ощущения потери смысла жизни. Оставаясь наедине со своими проблемами и попадая в острые конфликты, в условия социально-правовой незащищенности, не в состоянии самостоятельно найти выход из кризисной ситуации, адекватно и критически ее оценить, оставаясь предоставленными сами себе, подростки ищут выход в самоубийстве.
Работа педагога-психолога образовательного учреждения в рамках обязательного компонента деятельности по данной проблеме носит информационно-профилактический характер.
Основным содержанием ее является:
- информационно-просветительская работа с родителями, учащимися, педагогическими работниками, администрацией образовательного учреждения,
- выявление учащихся, находящихся в кризисном состоянии,
- консультирование родителей, учащихся, педагогов либо осуществление диспетчерской функции в зависимости от характера и глубины проблем, выявленных в ходе диагностической работы с учащимися,
- консультирование администрации образовательного учреждения и выработка стратегии сопровождения учащихся в образовательном учреждении и вне его, программ психологической и социально-педагогической поддержки конкретного школьника.
Данное содержание реализуется поэтапно, системно, предполагает координацию деятельности педагога-психолога и педагогических работников образовательного учреждения.
Сопровождение учащихся, находящихся в кризисном состоянии, подразумевает осуществление психологической работы непосредственно с самими школьниками. Степень помощи в образовательном учреждении определяется уровнем квалификации педагога-психолога. Учащимся в кризисном состоянии необходима специализированная психологическая помощь, и требуется дополнительное обучение всех педагогических работников, которые будут подключены к работе с выявленными учащимися.
Эти учащиеся могут быть направлены для консультации и психологической поддержки (с учетом наличия мотивации родителей) в сторонние организации медицинского и психологического профилей.
В рамках образовательного учреждения проводится совместное обсуждение педагогом-психологом, классным руководителем и администрацией особенностей жизненных ситуаций всех учащихся, указанных в первичных списках. Намечаются пути оказания социальной и педагогической поддержки учащихся, определяются ответственные за осуществление данных программ.
Профилактика возникновения суицидальных намерений у учащихся реализуется через просветительскую работу с педагогическим и родительским коллективами, а также посредством проведения классных часов (либо мини-тренингов, в зависимости от условий и возможностей конкретного образовательного учреждения и уровня квалификации конкретного педагога-психолога) с учащимися. Наряду с этим, в каждом образовательном учреждении педагогом-психологом оформляется справочно-информационный стенд с указанием организаций, осуществляющих психологическое консультирование и оказывающих психологическую поддержку в трудные минуты жизни. Социальный педагог или заместитель директора по воспитательной работе предоставляют на стенд информацию юридического характера и информацию о работе инспектора по охране прав детства в районном отделе образования, в образовательном учреждении, дает описание тех ситуаций, по поводу которых любой школьник может самостоятельно обратиться за помощью.
Просветительская работа с педагогическим коллективом предполагает проведение специализированных педагогических советов, в рамках которых проводится обучение педагогов навыкам распознавания кризисных состояний у учащихся, способам оказания им поддержки педагогическими средствами, способам эффективного взаимодействия с подростками, способам урегулирования конфликтных ситуаций в классных коллективах. Педагог-психолог готовит цикл лекций, знакомящих педагогический коллектив с понятием «суицид».
Администрация образовательного учреждения консультируется педагогом-психологом по поводу общей ситуации в ОУ, по поводу тактики и стратегии проведения беседы с родителями конкретных учащихся с учетом позиции родителей по отношению к ребенку и особенностям жизненной ситуации семьи, ее конкретных членов.
Просветительская работа с родителями осуществляется через участие педагога-психолога в родительских собраниях. Предлагаемые темы собраний в рамках обязательного компонента деятельности:
· «Детское доверие, как его сохранить» – 3 класс
· «Особенности подросткового возраста. Кризис подросткового возраста» – 5 класс
· «Конфликты в семье. Кризисные периоды жизни семьи, роль семьи в формировании суицидального поведения детей» – 6 класс
· «Признаки острых переживаний у подростков, сигналы неблагополучия» – 7 класс
· «Конфликты в подростковой среде. Как научить ребенка способам их разрешения. Принятие и помощь родителей» – 8 класс
· «Депрессия – это не каприз, а заболевание» - 8-9 класс
Просветительская работа с учащимися
Работа педагога-психолога осуществляется в рамках классных часов, где обязательно должны быть обсуждены следующие темы с учетом возрастных особенностей:
· «Я учусь переживать»
· «О смысле жизни»
·; «Мужество или трусость движет самоубийцей?»
· «Как помочь себе и другу выйти из кризиса»
· «Осторожно: жизнь!»
Классные часы целесообразно проводить для учащихся, начиная с 7 класса.
Психолого-педагогическая поддержка учащихся с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми
Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения являются отношения ребенка с сообществом сверстников. На сегодняшний день четко установлена связь между социально-эмоциональным благополучием ребенка в сообществе, учебном коллективе и его успешностью в учебной деятельности. Разрешение конфликтных ситуаций, возникающих как среди учеников в классе, так и при взаимодействии конкретных учащихся с педагогом требует с одной стороны работы с окружением ребенка по преодолению негативных стереотипов, формированию способности к пониманию принятию, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержки его веры в свои силы.
Превращение класса в малую группу возможно лишь в процессе целенаправленной работы педагога и психолога.
Возможности педагога: создание разнообразных форм коллективной деятельности детей, через которую формируется единство целей и ценностей, ситуации деловой взаимозависимости членов группы, реальная социально-значимая деятельность класса.
Психологическая работа позволяет сформировать чувство «Мы», развивать сплоченность, поднимать уровень взаимного доверия.
Цели деятельности педагога-психолога:
1. Профилактика конфликтов в классных коллективах
2. Формирование класса как коллектива
3. Сопровождение личностного развития учащихся
Задачи деятельности:
1. Развитие навыков общения
- у учащихся
- у педагогов
2. Обучение навыкам разрешения конфликтных ситуаций
- учащихся
- педагогов
3. Консультирование учащихся об особенностях их характера, о их влиянии на поведение в конфликтных ситуациях
4. Консультирование педагогов об уровне развития навыков педагогического общения
5. Консультирование педагогов по вопросу индивидуальных особенностей учащихся
Причины возникновения
1.стиль взаимоотношений (авторитарный) педагога с учащимися,
2. отсутствие у педагога адекватных навыков разрешения конфликтной ситуации,
3. несформированность у учащихся навыков общения,
4. личностные проблемы учащихся,
5. отсутствие у педагога навыков общения с подростками, неадекватные установки (стереотипы восприятия),
6. отсутствие у педагогов знаний об особенностях поведения конкретных учащихся в ситуации конфликта,
7. недостаточная работа учителя по формированию системы взаимоотношений в классном коллективе (программы воспитательной работы, внеурочной деятельности, коллективных дел).
Психолого-педагогическая помощь семье
В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей и лиц их заменяющих) за воспитание детей. В связи с этим возрастает актуальность работы педагога-психолога ОУ с семьей в едином воспитательном пространстве школы.
Структура деятельности:
·& психологическая поддержка опекунских (принимающих) семей;
· психологическое консультирование родителей из кровных семей группы риска социального сиротства детей (семей, не занимающихся воспитанием детей; родителей и замещающих родителей учащихся, воспитывающихся родственниками при живых родителях);
· участие в работе конфликтной (административной) комиссии школы по предупреждению и разрешению конфликта между семьей и школой по вопросам воспитания и обучения ребенка, защите прав ребенка;
· сбор информации, анализ и оформление психологических данных (характеристики) на каждого опекаемого учащегося из школьного списка для консультирования администрации ОУ, для предоставления в различные организации при запросе.
Цели:
1. психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации и профилактика конфликтного поведения учащихся, находящихся под опекой; учащихся из семей группы риска социального сиротства,
2. психолого-педагогическая поддержка опекунских семей.
Задачи:
1. Ознакомление со списком учащихся ОУ, находящимися под опекой, проживающих отдельно от родителей (неофициально проживающих в принимающих семьях – с родственниками или третьими лицами), в неблагополучных семьях, получение кратких сведений об учащихся и семье от классного руководителя, внештатного инспектора по охране прав детей и зам. директора по воспитательной работе.
Анализ особенностей учащегося из неблагополучной семьи на этапе младшей школы (карта для младшего школьника).
2. Диагностика особенностей взаимоотношения учащегося с членами семьи (любой категории).
3. Выявление проблемных учащихся младшей школы (по поведению и обучению), включение учащихся из неблагополучных семей в психолого-педагогическое сопровождения по соответствующему разделу обязательного компонента.
4. Консультирование внештатного инспектора по охране прав детей, классного руководителя, опекуна (родителя) по проблемам воспитания и обучения; всех проблемных и опекунских семей (родителей) - по создании условий для реализации потребностей детей.
5. Осуществление диспетчерской функции с целью оказания специализированной психологической помощи и социальной помощи в районе и городе (районное звено психологической службы обязано подготовить материал вместе с районным инспектором по охране прав детства).
6. Консультирование администрации ОУ по вопросам семейной ситуации в опекунских семьях, учащихся из неблагополучных семей.
7. Оформление данных и психологической характеристики на каждого учащегося из первичных списков, ведение индивидуальных карт на них.
А.В. Гаврилова,
педагог-психолог МБОУ СОШ №1 г.Азова