Направления работы психологической службы

<< назад

Направления работы психологической службы

МБОУ СОШ №1  г. Азова

осуществляются в соответствии с базовым компонент деятельности педагога-психолога общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

 

Обязательные направления работы

Начальная  школа:

1.     Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся групп риска возникновения школьной дезадаптации.

1.1.   Выявление среди первоклассников групп риска возникновения школьной дезадаптации. Гаврилова А.В. - педагог-психолог МБОУ СОШ №1 г. Азова

1.2.   Разработка и реализация совместно с учителями начальных классов программы психолого-педагогической поддержки учащихся в период адаптации к школе.

1.3.   Выступления на родительских собраниях по проблеме профилактики дезадаптации учащихся.

1.4.   Психологическая помощь учащимся с трудностями адаптации к школе (индивидуальная или групповая формы).

1.5.   Психологическое консультирование родителей.

2.     Психолого-педагогическая помощь в обучении учащимся с проблемами в обучении.

2.1. Определение готовности первоклассников к школьному обучению и прогноз трудностей обучения.

2.2. Проведение углубленной психологической диагностики детей с трудностями в обучении. Подготовка психологического заключения и рекомендаций для коррекционно-развивающей работы.

2.3. Участие в выработке индивидуальной программы психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся (школьный психолого-медико-педагогический консилиум).

2.4. Реализация психологической части программы сопровождения учащихся (в индивидуальной или групповой форме).

2.5. Проведение повторной психологической диагностики учащихся, анализ динамики изменения.

2.6. Подготовка материалов к представлению учащихся на городскую  и областную ПМПК, в специализированные медицинские и образовательные учреждения.

2.7. Проведение индивидуальных консультаций для родителей учащихся. 

3.     Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп социального риска.

3.1.   Разработка и реализация совместно с учителем и социальным педагогом индивидуальных программ профилактики отклонений в личностном развитии и поведении учащихся.

3.2.   Проведение консультаций для родителей по проблемам воспитания.

3.3.   Выступления на педагогических советах по проблемам преодоления  социальной дезадаптации детей, установления контакта, коррекции поведения, психологическим методам дисциплинирования, работе с семьей и др.

4.     Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска развития кризисных состояний и группы суицидального риска.

4.1.   Выявление выраженности факторов риска развития кризиса и суицида у учащихся.

4.2.   Проведение индивидуальных консультаций для родителей и детей.

4.3.   Поведение специальных родительских собраний по профилактике суицидов среди учащихся.

4.4.   Выступление на педагогических советах  по проблеме оказания своевременной поддержки учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в кризисном состоянии. Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний ребенка, отслеживания изменений в его поведении.

5.     Психолого-педагогическая  помощь семье

5.1.   Психологическая поддержка принимающих семей (усыновители, опекунские, приемные, патронатные и др.).

5.2.   Психологическое консультирование кровных семей группы риска социального сиротства детей.

6.     Формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни.

6.1. Проведение тематических родительских собраний по профилактике вредных привычек у учащихся.

7. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при переходе на среднюю ступень обучения.

7.1. Диагностика готовности к обучению в среднем звене школы. Прогноз дезадаптации.

7.2. Разработка и реализация совместно с педагогами программы профилактики дезадаптации к обучению в среднем звене школы.

7.3. Выступление на родительских собраниях по проблеме оказания поддержки учащимся в новой ситуации.

 

Средняя и старшая  школа:

1.     Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при переходе на среднюю ступень обучения.

1.1.   Консультирование классных руководителей по индивидуальным особенностям  учащихся с риском развития дезадаптации.

1.2.   Проведение профилактических адаптационных занятий для пятиклассников.

1.3.   Индивидуальная психологическая поддержка  учащихся с осложненной адаптацией.

1.4.   Психологическое консультирование родителей.

1.5.   Выступления на педагогических советах в школе по проблеме поддержки учащихся в период адаптации к новой ситуации.

2.     Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп риска развития  кризисных состояний и групп суицидального риска.

2.1. Выявление выраженности факторов риска развития кризиса и суицида у учащихся.

2.2. Проведение индивидуальных консультаций для родителей и учащихся.

2.3. Поведение специальных родительских собраний по профилактике суицидов среди учащихся.

2.4. Выступление на педагогических советах  по проблеме оказания своевременной поддержки учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в кризисном состоянии. Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний ребенка, отслеживания изменений в его поведении.

3.     Психолого-педагогическая поддержка учащихся с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

3.1. Выявление детей с проблемами во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Формирование коррекционно-развивающих и тренинговых групп.

3.2. Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий, тренинговых групп для учащихся по возрастным группам.

3.3. Психологическое консультирование классных руководителей по вопросам формирования классных коллективов, разрешения конфликтных ситуаций в классных коллективах.

3.4. Участие психолога в разрешении конфликтных ситуаций в классных коллективах.

4.     Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп социального риска.

4.1.   Разработка и реализация совместно с классными руководителями и социальными педагогами индивидуальных программ социальной адаптации учащихся.

4.2.   Проведение консультаций для родителей по проблемам воспитания.

4.3.   Выступления на педагогических советах  и родительских собраниях по проблемам преодоления  социальной дезадаптации учащихся, установления контакта, формирования ответственного поведения, психологическим методам дисциплинирования, и др.

4.4.   Проведение тренингов социально-компетентного поведения для учащихся.

4.5.   Проведение индивидуальной работы с учащимися.

4.6.   Психологическое консультирование родителей учащихся.

5. Оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении.

5.1. Проведение первичных групповых консультаций с учащимися.

5.2. Участие в проведении тематических классных часов, родительских собраний.

6. Профилактика злоупотребления ПАВ среди учащихся.

6.1. Проведение занятий с учащимися по развитию социальных навыков, навыков противостояния групповому давлению в рамках классных часов.

6.2. Участие в проведении диагностики наркогенной ситуации в подростковой среде.

6.3. Проведение тематических родительских собраний.

6.4. Выступления на педагогических советах по проблеме профилактики злоупотребления ПАВ.

6.5. Подготовка материалов для школьных стендов по развитию здорового образа жизни.

7. Психолого-педагогическая  помощь семье.

7.1. Психологическая поддержка принимающих семей (усыновители, опекунские, приемные, патронатные и др.).

7.2.   Психологическое консультирование кровных семей группы риска социального сиротства детей.

 

Психолого-педагогическая помощь учащимся с проблемами в обучении.

Цели определения готовности к школьному обучению.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, педагог-психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели диагностики готовности к обучению в школе:

1.     понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

2.     выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости;

3.     распределение будущих первоклассников по классам, что позволит каждому первокласснику развиваться в оптимальном для него режиме;

4.     рекомендации родителям по отсрочке на год начала обучения, особенно если ребенку на момент начала обучения будет меньше, чем 6 лет.

Определяя готовность к школе, психолог работает одновременно в трех направлениях: с учащимися, с родителями и с учителями (администрацией). По содержанию эта работа является и профилактической, и диагностической, и просветительской, и консультативной.

Психологическое обследование ребенка, поступающего в первый класс, позволяет:

·  нацелить учителя на слабые и сильные стороны ученика,

·  помочь родителям в решении воспитательных задач,

·  определить сформированность существенных, с точки зрения школьного обучения, особенностей психики ребенка, а также составить его первоначальный психологический облик.

Конечная цель определения готовности к школьному обучению – помощь самому ребенку как ученику. Результаты диагностики должны иметь практическое значение, а сама диагностика – быть этапом в решении проблем ученика.

Результаты диагностической работы с ребенком педагог-психолог фиксирует в индивидуальной карте.

 

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с трудностями в обучении

Эффективность обучения и педагогического процесса в целом определяется многими факторами, среди которых наиболее важными является индивидуальный подход к обучению, предполагающий знание психофизиологических, личностных особенностей, специфики эмоциональной и когнитивной сфер обучаемых.

Проводя диагностическую работу, педагог-психолог помогает родителям и педагогам выбрать маршрут обучения каждого учащегося, что способствует оптимальной адаптации ребенка в социуме и в школе.

Цель деятельности: создание условий для адаптации младшего школьника.

Задачи деятельности:

·  диагностика причин трудностей в обучении,

·  участие в работе ПМПк образовательного учреждения,

·  разработка по решению ПМПк ОУ коррекционно-развивающих программ и их трансляция (индивидуальных/групповых), в том числе, в специальных коррекционных классах для детей VII и VIII вида и классах компенсирующего обучения.

·  отслеживание изменений в развитии,

·  рекомендации педагогам по результатам углубленной диагностики,

·  рекомендации родителям  по результатам углубленной диагностики.

Причины возникновения трудностей у учащихся:

·  мотивационная незрелость,

·  нарушения интеллекта,

·  нарушения динамики психической деятельности,

·  особенности асимметрии (левшество),

·  недостатки анализаторов (зрения, слуха),

·  логопедические нарушения,

·  личностные особенности (частично).

В чем проявляется у учащихся:

·  трудности в усвоении знаний (по конкретным предметам),

·  неспособность освоить программу,

·  неуспеваемость,

·  ошибки в выполнении учебных заданий,

·  нарушения поведения.

 

Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся групп риска

возникновения школьной дезадаптации.

Дезадаптация может проявляться в традиционных нарушениях – в неуспеваемости и плохом поведении, однако ими не ограничивается. Собственно дезадаптированными можно назвать только тех учащихся, которые:

а) отказываются идти в школу из-за переживания своих неудач,

б) становятся замкнутыми и плохо контактируют с классом,

в) равнодушно относятся к учебе и одноклассникам,

г) теряют интерес к внешкольным увлечениям.

Именно эти особенности поведения ребенка должны быть выявлены в ходе консультативной работы с ребенком и родителями, учитываться при подборе диагностического материала и разработке программы выявления и сопровождения дезадаптированных учащихся на любом этапе адаптации – как в начальной школе, так и в средней.

Задачи, реализуемые в ходе тренингов, должны быть следующими:

1.  познакомить детей с ролью школьника (различия понятий «школьник - не школьник», правила работы в команде),

2.  познакомить первоклассников с понятием оценки (ее отличия от отметки, критерии отрицательной оценки, требования),

3.  научить ребенка задавать вопросы.

Работая над проблемой адаптации, педагог-психолог реализует две цели:

1.  Содействие адаптации – работа в русле этой цели строится со всеми детьми и носит «развивающий» характер. Задача – выявить индивидуальные особенности развития ребенка, максимально разнообразить параметры школьной жизни, научить каждого ребенка использовать школьную среду для своего развития – сформировать у ребенка способность развиваться в условиях школы, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие. Результатом такой работы является то, что школа и ребенок взаимно адаптируются друг к другу. Эта работа начинается на этапе знакомства с ребенком  в процессе собеседовании при приеме в школу. Работа строится в двух направлениях:

·  Внесение изменений в параметры школьной среды для  адаптации ее к возможностям  конкретного учащегося (например, обучение ребенка с хорошими интеллектуальными данными, но очень медлительного).

·  Построение развивающей, консультативной, методической работы педагогов-психологов и учителей таким образом, чтобы у детей формировались навыки, умения, психические процессы, обеспечивающие им успешное функционирование в школе сегодня, создающие базу для дальнейшего развития.

2.  Профилактика дезадаптации – работа в русле этой цели строится индивидуально. Педагог-психолог анализирует  причины дезадаптации конкретного учащегося, связанные с особенностями как психики ребенка, так и с условиями окружающей среды. В своей деятельности он ориентируется на искоренение этих причин, т.е. работа носит коррекционный характер, направлена она на формирование приспособительных умений у учащихся – выработка индивидуального стиля обучения и общения, освобождение от страхов, обучение навыкам принятия решений. Результатом этой работы будет и адаптация школьной среды к учащемуся -  определения ребенку программы и формы обучения на ПМПк (если причины дезадаптации – нарушения развития ребенка органического характера) и открытие классов компенсирующего или специального коррекционного обучения. 

Содержанием  деятельности педагога-психолога с учащимися на этапе адаптации является:

·  развивающая работа – развитие навыков общения и взаимодействия (со взрослыми и сверстниками),

·  коррекционная работа – в зависимости от конкретных трудностей каждого учащегося, адаптация которого нарушена.

Формируя адекватную социальную среду для учащихся с трудностями в адаптации, педагог-психолог осуществляет работу  с учителем (ориентация на трудности детей и понимание их, на использование различных методов, приемов и технологий учебной деятельности; налаживание положительных эмоциональных контактов с  конкретными учениками) и родителями (просвещение, психологическая поддержка, консультирование по причинам возникающих у ребенка трудностей).

 

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп риска развития

кризисных состояний и групп суицидального риска.

Изучение проблемы суицида среди подростков показывает, что в ряде случаев подростки решаются на самоубийство с целью обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы, из чувства протеста против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, депрессии, стрессов и ощущения потери смысла жизни. Оставаясь наедине со своими проблемами и попадая в острые конфликты, в условия социально-правовой незащищенности, не в состоянии самостоятельно найти выход из кризисной ситуации, адекватно и критически ее оценить, оставаясь предоставленными сами себе, подростки ищут выход в самоубийстве.

Работа педагога-психолога образовательного учреждения в рамках обязательного компонента деятельности по данной проблеме носит информационно-профилактический характер.

Основным содержанием ее является:

-  информационно-просветительская работа с родителями, учащимися, педагогическими работниками, администрацией образовательного учреждения,

-  выявление учащихся, находящихся в  кризисном состоянии,

-         консультирование родителей, учащихся, педагогов либо осуществление диспетчерской функции в зависимости от характера и глубины проблем, выявленных в ходе диагностической работы с учащимися,

-  консультирование администрации образовательного учреждения и выработка стратегии сопровождения учащихся в образовательном учреждении и вне его, программ психологической и социально-педагогической поддержки конкретного школьника.

Данное содержание реализуется  поэтапно, системно, предполагает координацию деятельности педагога-психолога и педагогических работников образовательного учреждения.

Сопровождение учащихся, находящихся в кризисном состоянии, подразумевает осуществление психологической работы непосредственно с самими школьниками. Степень помощи в образовательном учреждении определяется уровнем квалификации педагога-психолога. Учащимся в кризисном состоянии необходима специализированная психологическая помощь, и требуется дополнительное обучение всех педагогических работников, которые будут подключены к работе с выявленными учащимися.

Эти учащиеся могут быть направлены для консультации и психологической поддержки (с учетом наличия мотивации родителей) в сторонние организации медицинского и психологического профилей.

В рамках образовательного учреждения проводится совместное обсуждение педагогом-психологом, классным руководителем и администрацией особенностей жизненных ситуаций всех учащихся, указанных в первичных списках. Намечаются пути оказания социальной и педагогической поддержки учащихся, определяются ответственные за осуществление данных программ.

Профилактика возникновения суицидальных намерений у учащихся реализуется через просветительскую работу с педагогическим и родительским коллективами, а также посредством проведения классных часов (либо мини-тренингов, в зависимости от условий и возможностей конкретного образовательного учреждения и уровня квалификации конкретного педагога-психолога) с учащимися. Наряду с этим, в каждом образовательном учреждении педагогом-психологом оформляется справочно-информационный стенд с указанием организаций, осуществляющих психологическое консультирование и оказывающих психологическую поддержку в трудные минуты жизни. Социальный педагог или заместитель директора по воспитательной работе предоставляют на стенд информацию юридического характера и информацию о работе инспектора по охране прав детства в районном отделе образования, в образовательном учреждении, дает описание тех ситуаций, по поводу которых любой школьник может самостоятельно обратиться за помощью.

Просветительская работа с педагогическим коллективом предполагает проведение специализированных педагогических советов, в рамках которых проводится обучение педагогов навыкам распознавания кризисных состояний у учащихся, способам оказания им поддержки педагогическими  средствами, способам эффективного взаимодействия с подростками, способам урегулирования конфликтных ситуаций в классных коллективах. Педагог-психолог готовит цикл лекций, знакомящих педагогический коллектив с понятием «суицид».

Администрация образовательного учреждения консультируется педагогом-психологом по поводу общей ситуации в ОУ, по поводу тактики и стратегии проведения беседы с родителями конкретных учащихся с учетом позиции родителей по отношению к ребенку и особенностям жизненной ситуации семьи, ее конкретных членов.

Просветительская работа с родителями осуществляется через участие педагога-психолога в родительских собраниях. Предлагаемые темы собраний в рамках обязательного компонента деятельности:

·  «Детское доверие, как его сохранить» – 3 класс

·  «Особенности подросткового возраста. Кризис подросткового возраста» – 5 класс

·  «Конфликты в семье. Кризисные периоды жизни семьи, роль семьи в формировании суицидального поведения детей» – 6 класс

·  «Признаки острых переживаний у подростков, сигналы неблагополучия» – 7 класс

·  «Конфликты в подростковой среде. Как научить ребенка способам их разрешения. Принятие и помощь родителей» – 8 класс

·  «Депрессия – это не каприз, а заболевание» - 8-9 класс

 

  Просветительская работа с учащимися

Работа педагога-психолога осуществляется в рамках классных часов, где обязательно должны быть обсуждены следующие темы с учетом возрастных особенностей:

·  «Я учусь переживать»

·  «О смысле жизни»

·;  «Мужество или трусость движет самоубийцей?»

·  «Как помочь себе и другу выйти из кризиса»

·  «Осторожно: жизнь!»

Классные часы целесообразно проводить для учащихся, начиная с 7 класса.

 

Психолого-педагогическая поддержка учащихся с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми

Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения являются отношения ребенка с сообществом сверстников. На сегодняшний день четко установлена связь между социально-эмоциональным благополучием ребенка в сообществе, учебном коллективе и его успешностью в учебной деятельности. Разрешение конфликтных ситуаций, возникающих как среди учеников в классе, так и при взаимодействии конкретных учащихся с педагогом требует с одной стороны работы с окружением ребенка по преодолению негативных стереотипов, формированию способности к пониманию принятию, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержки его веры в свои силы.

Превращение класса в малую группу возможно лишь в процессе целенаправленной работы педагога и психолога.

Возможности педагога: создание разнообразных форм коллективной деятельности детей, через которую формируется единство целей и ценностей, ситуации деловой взаимозависимости членов группы, реальная социально-значимая деятельность класса.

Психологическая работа позволяет сформировать чувство «Мы», развивать сплоченность, поднимать уровень взаимного доверия.

 Цели деятельности педагога-психолога:

1. Профилактика конфликтов в классных коллективах

2. Формирование класса как коллектива

3. Сопровождение личностного развития учащихся 

Задачи деятельности:

1. Развитие навыков общения

- у учащихся

- у педагогов

2. Обучение навыкам разрешения конфликтных ситуаций

- учащихся

- педагогов

3. Консультирование учащихся об особенностях их характера, о их влиянии на поведение в конфликтных ситуациях

4. Консультирование педагогов об уровне развития навыков педагогического общения

5. Консультирование педагогов по вопросу индивидуальных особенностей учащихся

Причины возникновения

1.стиль взаимоотношений (авторитарный) педагога с учащимися,

2. отсутствие у педагога адекватных  навыков разрешения конфликтной ситуации,

3. несформированность у учащихся навыков общения,

4. личностные проблемы учащихся,

5. отсутствие у педагога навыков общения с подростками, неадекватные установки (стереотипы восприятия),

6. отсутствие у педагогов знаний об особенностях поведения конкретных учащихся в ситуации конфликта,

7. недостаточная работа учителя по формированию системы взаимоотношений в классном коллективе (программы воспитательной работы, внеурочной деятельности, коллективных дел).     

 

  Психолого-педагогическая помощь семье

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей и лиц их заменяющих) за воспитание детей. В связи с этим возрастает актуальность работы педагога-психолога ОУ с семьей в едином воспитательном пространстве школы.

Структура деятельности:

·&  психологическая  поддержка опекунских  (принимающих) семей;

·  психологическое консультирование родителей из кровных семей группы риска социального сиротства детей (семей, не занимающихся воспитанием детей; родителей и замещающих родителей учащихся, воспитывающихся родственниками при живых родителях);

·  участие в работе конфликтной (административной) комиссии  школы по предупреждению и разрешению конфликта между семьей и школой по вопросам  воспитания и обучения ребенка, защите прав ребенка;

·  сбор информации, анализ и оформление психологических данных (характеристики) на каждого опекаемого учащегося из школьного списка для консультирования администрации ОУ, для предоставления в различные организации при запросе.

Цели:

1.  психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации и профилактика конфликтного поведения учащихся, находящихся под опекой; учащихся из семей группы  риска социального сиротства,

2.  психолого-педагогическая поддержка опекунских семей.

Задачи:

1.  Ознакомление со списком учащихся ОУ, находящимися под опекой, проживающих отдельно от родителей (неофициально проживающих в принимающих семьях – с родственниками или третьими лицами), в неблагополучных семьях, получение кратких сведений об учащихся и семье от классного руководителя, внештатного инспектора по охране прав детей и зам. директора по воспитательной работе.

Анализ особенностей учащегося из неблагополучной семьи на этапе младшей школы (карта для младшего школьника).

2.  Диагностика  особенностей взаимоотношения учащегося с членами семьи (любой категории).

3.  Выявление проблемных учащихся младшей школы (по поведению и обучению), включение учащихся из неблагополучных семей в  психолого-педагогическое сопровождения по соответствующему разделу обязательного компонента.

4.  Консультирование внештатного инспектора по охране прав детей, классного руководителя, опекуна (родителя) по проблемам воспитания и обучения; всех проблемных и опекунских семей (родителей) - по создании условий для реализации потребностей детей.

5.  Осуществление диспетчерской функции с целью оказания специализированной психологической помощи и социальной помощи в районе и городе (районное звено психологической службы обязано подготовить материал вместе с районным инспектором по охране прав детства).

6.  Консультирование администрации ОУ по вопросам семейной ситуации в опекунских семьях,  учащихся из неблагополучных семей.

7.  Оформление данных и психологической характеристики на каждого учащегося из первичных списков, ведение индивидуальных карт на них.

 

 

А.В. Гаврилова,

 педагог-психолог МБОУ СОШ №1 г.Азова

 

 

Что вы думаете об экологической ситуации в городе/регионе?